жить и осознавать.
И в смысле качества все сакральные традиции уподобляют духовное продвижение человека и обретение им бессмертия движению в пространстве (от «худшего» пространства к «луч¬шему»). Обобщенно: из нижнего левого угла в верхний правый; по спирали, движущейся по часовой стрелке, с Юга на Север, из топологического «низа» Мира к его «верху»; с земли на Небе¬са, из Ада в Рай и т.д.
Труднопостижимо то. что граница межлу этими простран¬ствами и мирами по сути является границей восприятия.
Эта граница проходит сквозь все наше осознание всех дос¬тупных нашему восприятию вещей. Именно в связи с этим про¬странственная интерпретация теряет смысл; потому что грани¬ца восприятия проходит не где-то, — она везде: в каждом мире и в каждом атоме, в каждой крупице света и пустоты. И, самое важное для практики, — в каком-то смысле она и есть тот са¬мый «напиток забвения», который мы пьем каждый раз, пересе¬кая границу между известным и неизвестным, проявленным и непроявленным, смертным и бессмертным, мгновенным и веч¬ным.
В сновидческом смысле граница восприятия — это то, из-за чего мы наяву плохо помним сны и вяло соотносим их с реаль¬ностью, а во сне мы почти или совсем не помним повседневно¬го мира. Или, точнее, она есть то, что мы забываем.
Граница восприятия — это наиболее невообразимо — в ка¬ком-то смысле имеет место и во внешнем, называемом нами объективном, мире.** Не касаясь здесь собственно магических практик, укажем лишь на один повод для размышлений.
Среди того количества людей, которые ежегодно исчезают без вести по всему земному шару, есть (пусть их очень немного) и те, кого не находят никогда. Их не находят и когда стаивают снега, их не находят и водолазы, — их останков нет в этом мире. И это связано с тем, что они физически покинули наш мир.
Итак, граница восприятия — это область глубокой тайны, и в то же время — зона приложения большинства усилий ищущих. Это как бы точка опоры, при помощи которой можно по¬вернуть судьбу.
Очень важно понимать, что внешняя и внутренняя сторона нашего восприятия так же разделены границей восприятия, и переход этой границы является переворачиванием (кувырком) сознания.
С момента, когда сновидящий начинает следить за своими снами, у него постепенно — с годами — интуитивно складыва¬ется топография пространств его сновидений. Топография эта, прежде всего, основывается на повторяемости тех или иных пространств во снах ( по принципу «Здесь я уже был»). Затем, по мере разворачивания неявного посвящения, (тоже интуитивно), начинает осознаваться и структура сновиденческих пространств: «это пространство отдаленней чем то; простран¬ству X предшествует пространство Y, через которое можно попасть в пространство Z».
В ходе неявного посвящения сновидяший, опираясь на дос¬тупные ему системы сакральных знаний, либо на свое безмол¬вное знание, осознает природу и качества тех или иных про¬странств, их парадигму в системе объекто-субъектных связей и в структуре достоверности, таким образом постигая законы Мироздания и правила Игры.
Продвижение по внешней карте в ходе неявного посвяще¬ния начинается с преодоления границы воприятия, которая во сне может иметь вид высокого препятствия — горы, стена, сте¬на тумана и т.п. За этой границей между мирами лежит безжиз¬ненная местность, более всего напоминающая пустыню с не¬большими барханами мутно-желтого цвета. Пребывание здесь в сновидении достаточно тяжко, и для дальнейшего реального продвижения необходимы очень глу¬бокие и необратимые изменения в духовной жизни и в теле сновидяшего. В этом пространстве доступно постижение мно¬гих вещей, происходящих в виде самостоятельных линий сно¬видений, —достаточно сказать, что почти все взаимодействия с огневками, лисами и другими сущностями, населяющими сны, относятся именно к этому пространству, где они являются сво¬его рода стражами. Эти взаимодействия длятся годами, пока не нарабатываются качества, необходимые сновидцу для даль¬нейших продвижений.
В дальнейшем пути за этой местностью могут следовать, на¬пример, другие горы — невысокие, полуденные, светлых пас¬тельных цветов, с горным озером неотразимой красоты. В пла¬не посвящения эта местность связана с более тонким очищени¬ем и началом перехода на иное — духовное энергетическое питание (преимущественно для людей семейных). Это время мо¬жет сопровождаться самостоятельными снами о выпадении всех зубов у сновидяшего (что имеет отношение к указанному пере¬ходу на новое питание).
Далее могут следовать очень высокие, почти неприступные горы цвета охры на