у женщин. У обоих полов дух может также принимать форму мальчика или юноши. У женщин он соотносится с т.н. позитивным анимусом, который обозначает возможность сознательного духовного усилия. У мужчин его смысл определить не так просто. Он может быть позитивным; в этом случае он выражает 'высшую ' личность, самость или filius regius (Царский сын) , как его понимали алхимики. Но он также может быть негативным, где он обозначает детскую тень. В обоих случаях мальчик обозначает одну и ту же форму духа. Старик и мальчик гармонируют друг с другом. Эта пара занимает значительное о в алхимии в качестве символа Меркурия.
Никогда не удается установить со стопроцентной определенностью, являются ли образы сновидений положительными в моральном смысле. Нередко они двуличны, если не откровенно злонамеренны.
Грандиозный план, в соответствии с которым строится бессознательная жизнь души, находится совершенно за пределам нашего понимания, так что нам никогда неведомо, не является ли какое-либо зло необходимым для того, чтобы посредством энантиодромии совершилось добро, и не приведет ли какое- либо добро ко злу. Иногда дух добропорядочности, рекомендуемый ап. Павлом, может заключаться при самых лучших намерениях не в чем ином, как в осторожном и терпеливо ожидании того, каким образом все сложится в конце концов.
'Мудрый старец' приходи в сны под видом волшебника, доктора, священника, учителя, профессора, деда или в образе любой другой личности, имеющей авторитет. Архетип духа в форме человека, домового или животного всегда проявляется в ситуации, когда появляется необходимость в проницательности, понимании, добром совете, решительности, умении планировать, а своих собственных ресурсов для этого не хватает. Архетип компенсирует это состояние духовного дефицита содержанием, которое восполняет пробел
Часто в сказках старец задает вопросы типа: кто? Почему? откуда? куда?'' - для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает необходимый магический талисман - неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся (как в хорошем, так и в плохом) одной из особенностей целостной личности. Но вмешательство старика - спонтанная объективация архетипа - оказывается жизненно необходимым, так как сознание само по себе уже не в состоянии подвести личность к той точке, где ей будет дана эта необычайная мощь. Поэтому не только в сказках, но и в жизни вообще необходимо объективное вмешательство архетипа, который согласовывает чисто аффективные реакции с цепочкой внутренних столкновений и осознаний. Это Приводит возникновению вопросов: Кто? Где? как? почему7 - и таким способом дается знание непосредственной ситуации, а также и ближайшей цели. Результатом становится озарение и распутывание фатальных конфликтов, которое часто имеет характер определенно магический - переживание, небезызвестное психотерапевтам.
Тенденция старца будить мышление также имеет форму убеждения людей в необходимости 'отложить решение до следующего утра'. Так, он говорит девочке, которая ищет своих потерянных братьев: 'Ложись, утро вечера мудренее'. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Он помогает общаться с животными, особенно с птицами. Старец знает, какая дорога ведет к цели и показывает се герою. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии.
Во снах может появляться образ Лешего. Он выступает здесь как растительное и древесное божество, которое главенствует в лесах, а через русалок связано и с водой, что ясно показывает его связь с бессознательным, ибо последнее часто выражается посредством символов леса и воды. Равным образом связь с бессознательным существует и когда старик появляется в образе гнома.
ТРИКСТЕР
Если рассматривать трикстера как параллель индивидуальной тени, возникает вопрос: можно ли тенденцию к осмысленности наблюдать также у субъективной и личной тени. Поскольку тень свободно появляется в феноменологии сновидений в форме определенного образа, мы можем ответить на вопрос положительно: тень, хотя она и является по определению отрицательным образом, порой имеет явные и четко различимые черты и ассоциации, которые указывают на совершенно иное основание так, словно бы под не располагающей внешностью она прятала значимое содержание Это подтверждается опытом; но еще более важно то, что за этими