В потустороннем мире нет и не может быть ни награды, ни
наказания, налагаемых извне. Там человек получает лишь то, что
он уготовил себе своей жизнью на Земле. От испытываемого
стремления а также от всеисцеляющего времени пороки и страсти
постепенно ослабевают, забываются, умирают ─ человек освобож-
дается от них и очищается.
Подобно тому, как на Земле износилось, ослабело, состари-
лось и, наконец, умерло его физическое тело, высвободив чело-
века в невидимый мир, так и в этом, невидимом мире, изнашива-
ется, ослабевает, дряхлеет и, наконец, умирает его астральное
тело, высвобождая человека в новый, более высокий мир ─ мир
бескорыстной мысли.
Но этот новый мир новый опять-таки не где-либо в надзвезд-
ных краях и не является каким-либо определенным местом: он
представляет собой только новое, более тонкое состояние нашего
сознания, настолько тонкое, что даже не все люди на Земле об-
ладают таким сознанием. Перейти в новый мир, в это высокое
состояние сознания не могут те, кто настолько грубы и матери-
альны, что за все время своей земной жизни ни разу не испыты-
вали высокого духовного переживания, не имели ни одной беско-
рыстной мысли. Они остаются до следующего своего воплощения на
Земле ─ в астральном плане ─ в состоянии мирного сна. Таков
удел всех первобытных людей, недалеко ушедших от условий жи-
вотной жизни. Так как все люди далеко не одинакового духовного
развития, то в области высшего сознания после смерти каждый
воспринимает как раз те вибрации, ту долю блаженства, на кото-
рые он способен откликнуться, до которого его дух дорос. В
этот мир каждый приходит со своей чашей, великой и малой. Чем
духовнее человек, тем больше он пребывает в этом состоянии.
Таким образом, каждый определяет своими мыслями и делами в
земной жизни каковы будут его страдания и муки в астральном
мире, каков будет характер и какова продолжительность его не-
бесной жизни. Семена того и другого он сеял на Земле, а там он
только соберет плоды того, что посеял.
Глава VI
Ни одна мысль, ни одно действие человека не остаются без пос-
ледствий. Теперь своими мыслями и делами человек строит свое
ближайшее будущее и даже следующую жизнь в новом теле на Зем-
ле. Надо иметь ввиду, что мысли человека важнее по своим пос-
ледствиям, чем его поступки. В мире духа о человеке судят не
по его поступкам, а по его мыслям, чувствам и желаниям, как по
единственным прочным данным.
Судьба человека слагается из трех данных:
1. Из общего итога всех его добрых и злых дел и мыслей,
накопившихся в течение всех его жизней и еще непогашенных им.
Это ─ общий капитал (добро) и общий долг (зло), числящихся за
человеком.
2. Из этой части общего итога, которую ему назначено из-
жить, погасить в настоящей жизни на Земле, берется его судьба.
Эта часть и есть то, что мы называем слепая, непредотврати-
мая судьба ─ рок (карма ─ ред). Она предназначается ему при
воплощении в новую жизнь, т. е. при рождении.
3. Из тех мыслей и деяний, которые мы создаем в настоящий
момент и будем создавать ежедневно ─ из них и создается наша
судьба завтрашнего дня или позднейшая.
Жизнь человека не есть нечто оторванное и законченное, она
представляет собой результат всех прежних его жизней и вместе
с тем ─ семя будущих. Она не складывается случайно и слепо, а
создается нами же каждую минуту, нашей мыслью, каждым нашим
поступком. Человек ─ господин над своей судьбой. Врожденные
свойства, качества, способности ─ только результат умственной
работы человека в прошлых его жизнях на Земле.
Наши мысли строят наш характер. Наши желания определяют
то, чем мы будем окружены в следующей жизни. Наши поступки ус-
танавливают точный размер нашего счастья.
По мере сознательного развития воли человек может вводить
(овладевать руководством) новые данные в свою слепую судьбу и
может изменить ее. Познав истину и развив волю до высшей сте-
пени, человек совершенно освобождается от тисков предопределе-
ния.
Познав же истину, человек должен и будет помогать всем и
не думать о себе.
Пока человек находится в зависимости от желаний, он не ос-
вобожден, он находится в работе у материи. Когда пробуждающая
к действию сила начинает исходить из самого человека, из его
просветленного разума, она становится волей.
Глава VII
Тайное учение заключает в себя