'В чем сущность жизни? Это нравственный закон
внутри нас и звезды над нами'. Вот об этом органическом единстве
нравственности и Космоса, т. е. системы миропорядка, мы понемногу
начали забывать.
Такой взгляд на космос получает свое практическое выражение. На
околоземных орбитах находится не менее 5000 фрагментов космических
аппаратов размером более 5 см. Это уже сейчас создает немалую опасною
ь для функционирования космической техники. Космонанг А. А- Серебров
рассказывал, как во время выхода в открытый космос буквально в
полуметре от его головы пролетел такой фрагмент.
Если масса космического мусора, находящегося на околоземных орбитах,
возрастет всего в 2-3 раза, то возникнет неконтролируемая цепная
реакция разрушения выводимых в космос новых космических аппаратов и
соответственно вырастет число осколков. Авторы некоторых проектов
освоения космоса идут дальше. Опубликованы, например, предложения
вести горные разработки на Луне с помощью ядерных взрывов.
Определенную опасность могут вызывать запуски космических аппаратов,
в особенности с такими двигательными установками, как твердотопливные
ускорители американской транспортной космической системы 'Спейс
Шаттл', которые загрязняют атмосферу вредными продуктами сгорания. По
мере увеличения частоты полетов эта опасность будет нарастать.
Совершенно иной подход к этим проблемам был развит в трудах классиков
отечественной науки К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.
Циолковский разработал первую целостную программу индустриализации
космоса, указал ее цели, рассмотрел мировоззренческие аспекты
проблемы 'космос и общество'. Вернадскому принадлежит
основополагающий принцип экологически сбалансированной коэволюции
общества и пр.ироды, включая освоение космоса. Нарушение этого
принципа, бездумная эксплуатация космоса, по мнению Вернадского,
самоубийственны для цивилизации.
Примат глобальных, общечеловеческих интересов, которые должны в
наибольшей степени определять направление и содержание процессов
эволюции цивилизации, - важнейшая особенность, которая определяет
подход Вернадского к рассматриваемым вопросам. Эти гуманистические
идеи приобретают особенно важное значение в нашу эпоху, когда
кризисные явления в развитии общества и его техногенной деятельности
достигли особенно крупных масштабов.
Вопреки этому в нашей стране в течение 70 лет господствовало прямо
противоположное отношение к этим проблемам. Вот что говорится в
написанной Сталиным главе 'О диалектическом и историческом
материализме' из 'Краткого курса истории ВКП (б)': 'Изменения и
развитие общества происходят несравненно быстрее, чем изменения и
развитие географической среды'. И далее: 'Для сколько-нибудь
серьезных изменений географической среды требуются миллионы лет'.
Руководствуясь этими идеологическими установками, страна взяла на
вооружение лозунг: 'Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у
нее - наша задача'. К каким экологическим бедствиям массового
характера привел такой подход, известно слишком хорошо.
Вот только один конкретный пример из числа самых последних, и весьма
характерный, - канал
Дон-11. Первоначально этот канал был запланирован Минводхозом в общей
грандиозной системе переброски на юг вод северных рек.
Общественность, наученная горьким опытом Арала и Кара-Богаз-Гола,
погубленных тем же Минводхозом, сумела остановить этот проект.
Ученые доказали: вред от канала превысит пользу. Экспертная комиссия
Госплана СССР рекомендовала прекратить строительство. В Волгограде
состоялся общественный суд над каналом, вынесший обвинительный
приговор. Сам Минводхоз превратился сначала в Минводстрой, а затем в
некий концерн, правда, с прежним руководством во главе.
И что же в итоге? Ничего ровным счетом: стройка идет полным ходом.
Ведомство оказалось сильнее всехсильнее ученых, сильнее
общественности, сильнее правительства в лице Госплана.
Истоки этой 'прагматической' концепции освоения и перестройки природы
лежат, очевидно, в тех идеологических ошибках, которые характерны для
развития советского общества в период после Октябрьской революции. Об
этом псевдореволюционном и псевдомарксист- ' ском волюнтаризме хорошо
сказал Н. А. Бердяев, отметив,