Лесков Л. В.

Космос и Мифология

видовое обновление собственного

состава в качестве одного из эффективных механизмов адаптации.

Ноосфера лишена такой возможности, поскольку опирается на

единственный биологический вид Homo sapiens. Поэтому в ее

распоряжении остаются другие приспособительные механизмы - активная

перестройка окружающей среды либо поиск новых экологических ниш.

Относительно опасности чрезмерного увлечения перестройкой природы уже

шла речь в связи с разговором о прагматической мифологии. Остановимся

поэтому подробнее на второй возможности - поиске новых экологических

ниш. Цивилизация рецгает эту задачу, опираясь на совокупность новых

технологических процессов, изобретение которых позволяет ей

преодолеть . очередную кризисную ситуацию.

Вот наглядный исторический пример. В конце средних веков Европа

оказалась перед угрозой серьезного кризиса: традиционные торговые

пути на Восток были прочно перекрыты агрессивной Османской империей,

значительная часть лесов была уничтожена, началась эрозия почв. Могло

бы помочь завоевание новых

торий (девиз Drang nach Osten прозвучал уже тогда), но крестоносцы

были разбиты и на Ближнем Востоке, и в Прибалтике. Молодые

пассионарные народы Европы (если пользоваться терминологией Л. Н.

Гумилева) нашли выход: был открыт новый неосвоенный материкАмерика и

почти одновременно было показано, что в качестве топлива вместо

дерева годится ископаемый уголь, а В качестве конструкционного

материала - железо.

Нечто подобное произошло в наше время на фоне энергетического кризиса

70-х годов. Этот кризис подтолкнул развитые страны Запада к переходу

на новую стадию эволюции - стадию информационного общества. В

результате отрасли промышленности, обслуживающие информатику, заняли

главенствующую роль в народном хозяйстве.

Обращаясь к тем, кому предстоит двигаться к вершинам новых свершений

в XXI в' можно составить перечень научных проблем, которые поставил

век уходящий, но решать которые предстоит веку наступающему. Вот этот

перечень, скорее всего неполный и дискуссионный:

1. Создание

нелинейной модели Вселенной.

2. Разработка теории физического вакуума.

3. Исследование систем с детерминированным хаосом.

4, Разработка единой теории взаимодействий и на ее основе общей

теории космоса.

5. Машина Пространства и Машина Времени для сверхбыстрых перемещений

в космосе.

.6. Новое понимание проблем времени.

'7. Нетрадиционные источники энергии.

8. Сближение биологии и электроники.

9. Создание самоорганизующихся систем и искусственного интеллекта.

10. Разработка принципиально новых концепций живого вещества.

II. Теория метасознания (трансперсональная психология, космическое

сознание).

12. Снятие контрадикторского отношения между материализмом и

идеализмом, признание бытия как первоосвовы сущего.

13. Решение проблемы внеземного разума.

14. Создание общей теории интенсивной эволюции цивилизации.

Последний пункт имеет непосредственное отношение к составлению

сценария будущей судьбы человечества, Остановимся на 'том ключевом

для цивилизации вопросе более подробно. В философии истории XIX в.

идея естественной гибели человечества звучала совершенно отчетливо. О

неизбежности нисходящей 'ветви развития че' ловеческой цивилизации

говорил Ш. Фурье. О 'желез* ной необходимости', с которой в свое

время сойдет в могилу человечество, писал Ф. Энгельс. Позднее о конце

мира писали К. Фламмарион и Дж. Джине. Немало публикаций, посвященных

изложению того или иного варианта финалистских концепций, появляется

и в наше время. У нас с этих позиций выступал, как мы уже сказали, И.

С. Шкловский.

Разумеется, не менее активно трудились и сторонники противоположной

концепции, Согласно которой продолжительность существования очагов

разумной жизни может быть сопоставима со временем жизни Вселенной в

целом. Среди сторонников этой концепции следует назвать прежде бсего

К. Э, Циолковского и В. И. Вернадского.

Научный потенциал, накопленный к концу XX столетия, дает больше

аргументов в пользу оптимистической оценки грядущей судьбы

человечества. Разумеется, если в этом мире, где запасы природных

ресурсов и возможности 'нагружения' природной среды т^л.гогенными

отходами ограничены, человечество будет следовать экстенсивным путем

эволюции,