как оценил эту ситуацию известный математик и
философ В. В. Налимов: 'Кажется, все в деятельности человека
оказывается в конечном счете устремленным в одном направлении:
человека прежде всего беспокоит смысл Мира - самые глубокие его
смыслы'.
МИФЫ и космос
Первые систематизированные представления о космосе дошли до нас в
форме мифов. Почему?
Перед человеком, который только-только научился мыслить, открылся
мир, полный опасностей, загадок, неопределенностей. Возникшая у
человека острая потребность в познании этого мира породила
мифотворчество - миф можно было поставить между собой и пугающим
хаосом окружающей действительности. Чтоби избавиться от
неопределенности, человек дал миру мифическое объяснение - это
избавило его от бремени непонимания, наполнило конкретным содержанием
мир 3 - мир идей, придало действиям человека осмысленную
целенаправленность.
Миф служил опорой магии, с помощью которой человек пытался подчинить
и поставить себе на службу силы природы, которые часто были ему
враждебны. Поэтому миф радикальным образом отличается от сказки:
человек принимает его за правду, каким бы неправдоподобным он ни
казался.
Был ли у древнего человека иной выбор? Возникновение мифов относится
к эпохе первобытнообщинного строя - архаической общественной
формации, которая охватывает время от зарождения социальных отношений
до появления классового общества. В этих условиях - миф оказался
единственно доступным для человека способом мышления вне рамок его
общинно-родовых^отношений. Миф не заменял древнему человеку знаний,
он лишь замещал многочисленные пробелы, которые в них имелись.
По мере развития древнего социума и перехода к классовому обществу на
передний план стала постепенно выходить вторая функция мифа -
обслуживание социальных потребностей человека. Миф стал превращаться
в культ. В итоге начало складываться понимание мифа как абстрактно
обобщенного образа.
Основную часть древней мифологии составляют природные мифы,
отличительный признак которых - вера в одушевленность всей природы,
олицетворение природных сил и явлений (первобытный анимизм от
латинского 'ацимус' - дух). Характерна в этом отношении астральная
мифология. Соответствующие легенды и предания хранит историческая
память всех народов без исключения. Мы до сих пор используем названия
планет и созвездий, которые они получили на основе природных мифов
еще в Древней Греции.
Другая характерная черта наиболее древней картины мира - опора на
эзотерические, тайные знания, магия. Ключ к пониманию магии лежит в
представлении о том, что между вещами в мыслях и в реальности
существуют невидимые связи, используя которые можно либо
предугадывать ход событий в реальном мире, либо влиять на них. Именно
в этом состоят корни астрологии, а также колдовства и магии. Одно из
основных положений астрологии сводится к предположению о том, что
небесные тела наделены душой или разумом.
Мифологическое видение мира - это антропологизм, предположение, что
все наблюдаемые в природе явления и объекты - Солнце, звезды,
деревья, реки, ветерэто одушевленные существа, которые живут
наподобие людей и точно так же проходят периоды рождения, роста,
упадка и т. д. Размышляя на эту тему, авторы
них мифов приходили иногда к весьма глубоким наблюдениям. Приведем в
качестве примера космогонический гимн из 10-й книги древнеиндийского
эпоса 'Ригведы' (XV-V вв. до н. э.):
Тогда не было ни сущего, ни не сущего; Не было ни воздушного
пространства, ни иеба над ним.
...Без дуновения само собой дышало Единое
И ничего, кроме него, не было. Вначале тьма была покрыта тьмою. Все
это было неразличимо, текуче. От великого тапаса * зародилось Единое,
Покрытое пустотою.
Этот отрывок интересен тем, что в нем четко прослеживаются ростки
стихийно-материалистического мировоззрения. Пример идеалистического
подхода к проблемам космогонии - библейская 'Книга бытия', созданная
примерно в то же время.
В своих художнических озарениях неведомые творцы мифов нередко
поднимались до натурфилософских обобщений большой силы и глубины. Эта
особенность мифов привела к тому, что современная наука - прежде
всего физика - в ряде случаев начала