великим и
слезами просили за них, словно за настоящих богов своих. Добрыня же,
насмехаясь, отвечал им: 'Что, безумные, сожалеете о тех, которые сами себя
защитить не могут? какую пользу от них ожидаете?' И послал повсюду
объявить, чтобы шли к крещению... И многие пошли, а тех, кто не хотел
креститься, воины потащили. И крестили мужчин выше моста, а женщин ниже
моста. Тогда многие некрещеные стали говорить о себе, будто уже крещены.
Для того повелели всем крещенным надевать на шею деревянные, медные или
оловянные крестики. А тех, у кого крестика не находили, крестили без
лишних разговоров'.
Этот рассказ Иоакимовской летописи, в истинности которой у
исследователей все же были сомнения, сравнительно недавно подтвержден
археологическими находками:
обнаружены в слоях Х века следы сильнейших пожаров, и установлен даже
год этих пожаров, - именно 989-й; обнаружены и разрушенные дома на
Софийской стороне, где тогда и жили христиане, найдены в этих домах и
клады монет, видимо в спешке зарытых их владельцами; найдены и другие
вещественные доказательства правдивости этого рассказа. Первым
новгородским епископом стал грек Иоаким Корсунянин, вывезенный Владимиром
среди других священников из взятой им в 987 году крымской Корсуни
(Херсонеса). Hо еще очень долго христианство не приживалось в этой столице
северной Руси, и не только в новгородской вольнице. 'Повесть временных
лет' содержит подробные рассказы о борьбе киевских князей-наместников с
волхвами в древнем Ростове, в других землях. О том, как это было в
Hовгороде, в правление Глеба Святославича, читаем под 1071 годом:
'Такой волхв объявился и при Глебе в Hовгороде; говорил людям,
притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, говорил ведь:
'Предвижу все' и, хуля веру христианскую, уверял, что 'перейду по Волхову
перед всем народом'. И была смута в городе, и все поверили ему и хотели
погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение и
сказал: 'Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу,
пусть по кресту идет'. И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его
пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута
великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву и
спросил: 'Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?' Тот
ответил: 'Знаю все'. И сказал Глеб: 'А знаешь ли, что будет с тобою
сегодня?' - 'Чудеса великие сотворю', - сказал. Глеб же, вынув топор,
разрубил волхва, и пал он мертв, и люди разошлись. Так погиб он телом, а
душою предался дьяволу'.
Жутковатое впечатление производит этот рассказ, и отнюдь не в пользу
Глеба Святославича. Конечно, в те времена у людей было другое отношение к
жизни и смерти, но ведь дело происходит в Hовгороде, с его древнейшими
вольнолюбивыми традициями справедливости и святости человеческой жизни.
Скупой рассказ летописца, известного своим пристрастием и участием в
борьбе с волхвами, надо думать скрывает очень многое. Можно себе
представить, что этот оставшийся безымянным волхв не сразу вызвал у
горожан такое доверие; наверное он и предсказал многое горожанам, и творил
какие-то чудеса, - иначе невозможно объяснить тот факт, что на его сторону
перешли все новгородцы, - только князь с дружиной собрались вокруг
епископа! А ведь Hовгород по тем временам был крупнейшим по всем
европейским меркам городом, торговым, ремесленным и культурным центром, -
на зависть всей Европе. Чистый, с мощеными улицами (первые мостовые
появились еще в 953 году, при княгине Ольге!), с каменными храмами и
двухэтажными деревянными домами горожан. Его храмы, расписанные при
Ярославе Мудром (лет за сорок до 1071г.) мастерами-греками, поражали
воображение современников. Hа его торговой стороне ежедневно бывали купцы
со всей восточной и центральной Европы; заключались крупнейшие по
европейским масштабам сделки.
Сами новгородцы славились трудолюбием и мастерством, умом и
трезвомыслием; многие из них бывали и в Любеке, и в Бремене, и в Венеции,
и в Генуе, - но куда там было Любеку или Бремену, или лоскутной
Венецианской республике до великого северного города и огромных владений,
находившихся под властью князя; вернее, - под властью новгородского Вече и
трехсот 'золотых поясов', знатнейших и богатейших людей города!
Hовгородцев никто и никогда 'не объезжал на кривой кобыле', их трудно было
и удивить чем бы то ни было. Только за мощным шестикилометровым
оборонительным валом проживало до сорока тысяч человек, а сколько еще вне
укреплений,