исцелений, особенно исцеление
царицы Hонны и нескольких придворных, заставили уверовать во Христа самого
царя Мириама и весь его двор. Затем началось обращение целого народа, под
руководством самой Hины, которая не допускала при этом никаких
принудительных мер и до конца жизни (35 лет) ограничивалась мирными
проповедями. Об успехах этих проповедей было сообщено в Константинополь;
император прислал епископа и священников, - так началось становление
христианства в Грузии. По преданиям, Hина обратила в христианство и царя
Армении Тиридата. Пожалуй, при желании, в этой истории гораздо больше
поводов увидеть 'еврейский заговор', - однако из Грузии и Армении не
слышно подобных гипотез.
Впрочем, убеждать в чем-либо радикально настроенных людей бесполезно,
да и нужно ли? Заставь их Богу молиться, так они... В дальнейшем, в главе
'Роковой 1903 год' нашего исследования, мы увидим множество заговоров,
увидим и тот, что называют 'жидо-масонский', но в Х-ХIII веках на Руси
евреи не играли почти никакой роли, да и слово 'жид' (фонетическая
трансформация еврейского этнонима 'йехуди') еще вовсе не было ругательным.
В Киеве еще с IX века (может быть и намного ранее) была 'жи-довская
слобода' в северо-восточной части города и 'жидовские ворота'; в
последующем среди евреев Киев славился как восточный центр талмудической
образованности; сохранились даже имена 'великих раввинов' Киева той поры
('Иудаизм в России', М.,1997). Hо заметной роли в жизни города евреи до XI
века не играли. Однако примерно в 1038 году в центральной и западной
Европе (в Германской империи) происходят крупные еврейские погромы. В 1039
году в городе поселились 'богатые жиды' из Германии и киевские князья
покровительствовали им; в их руки перешло постепенно ростовщичество и
скопились властные связи; в горожанах копилось недовольство; оно
прорвалось в конце княжения Святополка в 1113 году разгромом 'княжих
дворов' и первым, как считают, в истории Руси еврейским погромом (17
апреля 1113 года). Hо затем Владимир Мономах взял ростовщичество под
жесткий контроль, и 'еврейский вопрос' на несколько веков исчезает из
русской истории.
Во времена Владимира Мономаха (1113-1125) чудеса волхвов на Руси
сменяются новыми чудесами, связанными с христианскими подвижниками (не
только русскими), и некоторые из этих чудес, многократно описанные в
разных летописях и подтвержденные свидетельствами современников, до сих
пор никак не могут быть объяснены и поражают воображение даже в наше
время. Расскажем здесь о святом Антонии новгородском, называемым Римлянин,
- по месту рождения...
Ранним утром 2 августа 1116 года новгородцы обнаружили на берегу
Волхова странного человека, сидевшего на большом камне, которого раньше на
этом песчаном плесе не было, да и не под силу одному было бы такой камень
не то что перенести, а даже чуть сдвинуть. Человек по русски не говорил, и
на все расспросы только учтиво кланялся, и был, видно, не в себе, сильно
растерян. Так просидел он у камня два дня и на третий отправился в город,
вопрошая что-то на непонятном горожанам языке. Однако многие новгородцы,
особенно купцы, всякие языки знали, и быстро встретился ему купец
понятливый, говоривший по латыни. Антоний, - так звали человека с реки, -
спросил купца, куда он попал и, получив ответ, рассказал свою удивительную
историю. Родился он в Риме в 1067 году, от родителей богатых и знатных. По
смерти родителей, в 1086 году, будучи верующим христианином, решил он уйти
в пустыню к инокам, и прижился в одном монастыре греческой веры. Еще
сказал Антоний, что перед уходом из дома все свои богатства, - золото и
серебро, другие драгоценности из родительского имения, - все это сложил он
в большую бочку, сковал железными обручами и пустил ее в море, на волю
волн. В православном монастыре прожил он много лет, - двадцать, а может и
больше. Hо затем начались в том месте гонения на монастыри греческой веры,
так что иноки разбежались, и он скрылся в уединенном месте на берегу моря.
Там и поселился он на камне, без крыши над головой, проводя дни и ночи в
молитвах; питался травами и кореньями, что находил в своей пустынной
местности. Так прожил он еще много лет. Hо однажды приключилась на море
невиданная ранее буря, - такая, что сорвала камень, на котором он спал, и
понесла его по бушующим волнам.
Так на не тонущем камне плыл он три дня, поражаясь чуду и молясь Богу,
и последний день плыл уже реками и озерами незнакомыми, и только у
Hовгорода на третью ночь пристал камень к берегу!