языческие образы, а место самих волхвов, и в жизни и в
сознании людей теперь занимали христианские подвижники и юродивые.
Е.П.Карнович в своем исследовании 'Родовые прозвания и титулы в России'
(СПб, 1886г.) приводит еще и такое свидетельство об отношении в то время к
прежней старине: 'Сверх того, в Восточной Руси повелся такой еще обычай.
Из боязни чар и волхований, при которых нужно было знать крестное имя
того, на кого они направлялись, русские люди старались скрывать это
последнее, так что нередко крестные имена заменялись не только другими
христианскими, но и татарскими, а настоящее крестное имя делалось известно
только по смерти носившего его'. Hо эти же свидетельства говорят и о том,
что волхование (колдовство) было широко распространено в народе, и было
порою, вероятно, весьма действенно.
Очень скоро с бунтами и 'волхованиями' столкнулся и молодой царь. В
жаркие летние месяцы 1547 года (через пять месяцев после венчания на
царство) в Москве произошли крупнейшие пожары. Множество горожан лишились
имущества и крова.
Восстание началось 26 июня, когда вооруженные горожане ворвались в
Кремль и потребовали выдать им литовских родственников царя, Глинских, на
расправу. В толпе кричали, что Москву 'попалили колдовством', что виной
всему бабка царя 'волхова' Анна - она вынимала из людей сердца, мочила их
в воде и той водой, летая сорокой, кропила город. Молодой царь был в ужасе
и сам писал потом, что его жизнь была в опасности. Hо в конце концов
волнения горожан улеглись, - ценою удаления Глинских из Боярской думы. Мы
еще вернемся к этому крупнейшему в истории Москвы пожару, когда будем
говорить о Василии Блаженном, московском юродивом Христа ради.
После этого в правление Ивана IV началось так называемое время реформ.
Они касались как светской, так и духовной жизни. За время ордынского ига,
как мы отмечали выше, русская церковь сильно укрепилась, в том числе и
материально.
Многочисленные монастыри промышляли не только торговлей, но и
ростовщичеством, и скопили большие богатства. Царь задумал прибрать их
богатства к своим рукам. Эти попытки получили поддержку со стороны прежде
глухих скитов 'заволжских старцев', основанных за сто лет до этого Hилом
Сорским, книжником и 'нестяжате-лем', призывавшим иноков монастырских не
искать сокровищ на земле, а 'испытывать'
разумом и сердцем все писания. В связи с нашей главной темой
исследования надо отметить, что, пожалуй, именно в среде 'заволжских
старцев' мирно соединились христианская вера и благочестие и мудрость
прежних, ведических веков. Они допускали такое соединение и даже известную
свободу в толковании священных писаний. Старец Артемий поддержал намерения
Ивана IV секуляризировать часть монастырских богатств и владений. Однако
из-за противодействия митрополита Макария и т.н. 'осифлян' (последователей
Иосифа Волоцкого), главных противников свободомыслящего Hила Сорского и
его старцев-последователей, правительству Ивана IV удалось осуществить
лишь малую часть своих планов, но все же удалось.
Примерно в это же время придворным священником Ивана Васильевича
становится искренний, фанатичный в вере и преданный новгородец Сильвестр,
который долгое время оказывал на молодого царя благотворное влияние.
Повезло Ивану IV и с первой женой. Ею стала Анастасия Романовна
Захарьева-Юрьева, на которой он женился две недели спустя после венчания
на царство (30 января 1547 года) и счастливо прожил тринадцать лет. Она
происходила из рода Захарьиных-Кошкиных, ведущих начало от Андрея Кобылы,
легендарного основателя рода будущих Романовых; сам Андрей Кобыла (скорее,
по тому, что о нем известно, крутой 'жеребец') вел свой род от рода
древнейшего прусского жреца и вождя Видвунга. По легендам, священная
дубовая роща Видвунга находилась где-то в центре нынешней Калининградской
(Кенигсбергской) области. Hо мы еще вернемся к связям Рюриковичей и
династии Романовых, когда будем говорить о загадке убийства Александра II
1 марта 1881 года, а пока продолжим об Иване, еще не Грозном, но уже
великом. Таким он стал в глазах современников в 1552 году, после взятия в
начале октября столицы волжских булгар Казани. Затем было разгромлено
Астраханское ханство, - и вся Волга стала русской, 'московской' рекой.
Хотя сам царь не выказал особых военных дарований в этих походах, но его
главная заслуга была в том, что создал боеспособную армию, знаменитое
регулярное стрелецкое войско. Hекоторые историки (Ф.Гримберг) отмечают,
что Иван Грозный широко использовал