Юрий
Молин после этого заключения пишет следующее:
'Основное внимание всех исследователей, изучавших работу угличской
следственной группы, было приковано к В.И.Шуй-скому... В то же время
второе лицо комиссии, ее 'ответственный секретарь', говоря современным
языком, А.Луп-Клешнин, остался в исторической тени. А зря! Андрей
Петрович, ранее бывший особо доверенным лицом Ивана Грозного, был еще
воспитателем ('дядькой') царевича Федора. Будучи активным сторонником и
сподвижником Годунова, он выполнял ряд ответственных поручений правителя.
Загадочна судьба его после угличских событий. Богатейший вельможа,
влиятельнейший сановник в 1591 году (после участия в следствии)
неожиданно принял постриг в отдаленном Пафнутиев-Боровском монастыре и
превратился не просто в инока, а в схимонаха (то есть находящегося в
монастыре в безвыходном затворе) Левкия, принял ряд особых суровых обетов,
надел вериги. Что случилось с Луп-Клешниным? Стремился ли он скрыться за
монастырскими суровыми стенами? От кого? Томило ли его раскаяние? В связи
с чем? Сплошные вопросы...
Сцена встречи Годунова и Левкия, описанная в трагедии 'Царь Борис'
А.К.Толстого в кремлевских палатах в 1605 году, на самом деле, в
соответствии с монастырской хроникой, состоялась в Пафнутиев-Боровском
монастыре, куда тайно приехал для встречи царь. О чем он просил? Тайна сия
велика есть. Существует предположение, что Клешнин скрыл в монастыре ряд
документов комиссии, свидетельствовавших о сути происшедшего'. Однако эти
документы были уничтожены еще в 1610 году:
Лжедмитрий II взял тогда обитель штурмом и сжег ее. К.Толстой вложил в
уста Годунова и схимонаха такие слова:
Борис:
... Дай мне ответ по правде: в Углич ты Hа розыск тот посылан с Шуйским
был, Дай мне ответ - и царствием небесным Мне поклянись: убит иль нет
Димитрий?
Клешнин:
Убит ли? Дивлюся я тебе.
Или мою не разглядел ты схиму?
Так посмотри же на мое лицо!
Зачем же я постился столько лет?
Зачем бы я носил вериги эти?
Зачем живой зарылся б в землю я, Когда б убит он не был?
Hу а если бы царевич не был убит, каков бы он был на российском
троне?Современники свидетельствовали, что в Угличе маленького царевича
местная знать не любила и боялась за его рано проявившийся жестокий нрав,
в отца. Так, в 'Московской хронике' Конрада Буссова (немецкий наемник
русских войск) мы читаем:
'А в царевиче с ранней юности стал сказываться отцовский жестокий нрав.
Так, он однажды приказал своим товарищам по играм, молодым дворянским
сынам, записать имена нескольких князей и вельмож и вылепить их фигуры из
снега, после чего стал говорить: 'Вот это пусть будет князь такой-то, это
- боярин такой-то' и так далее, 'с этим я поступлю так-то, когда буду
царем, а с этим эдак' - и с этими словами стал отрубать у одной снежной
куклы голову, у другой руку, у третьей ногу, а четвертую даже проткнул
насквозь. Это вызывало в них /у Бориса Годунова и его приближенных/ страх
и опасения, что жестокостью он пойдет в отца и поэтому им хотелось, чтобы
он уже лежал бы подле отца в могиле. Особенно же этого хотел правитель (а
его снеговую фигуру царевич поставил первой в ряду и отсек ей голову),
который подобно Ироду считал, что лучше предупредить события, чем быть
предупрежденным ими...'
Современные историки считают, что свидетельства Конрада Буссова
наиболее достоверны из всех известных записок и хроник иностранцев, бывших
на русской службе в те времена. К тому же он был человеком весьма
образованным, пожалуй и незаурядным. Конечно, его личные домыслы также
могли быть ошибочны, но в том, что касается фактов, Буссову можно доверять.
Последний Рюрикович, убиенный младенец Дмитрий, таинственной нитью был
связан с древней Москвой волхвов, основанной еще задолго до первого
письменного упоминания о ней в XII веке. Исследователь ведической Руси
А.Асов относит первые поселения вокруг Боровицкого холма еще к IV веку и
связывает ее название с легендарным князем славян Моском ('Hаука и
религия',1997, 10). Hа месте Кремля, на Боровицком холме, располагалось
тогда (а может и много раньше) ведическое святилище Велеса и Купалы, и
находился огромный валун (слово это связано с именем самого 'скотьего
бога' Велеса). Известно, что уже в летописные времена это святилище
пользовалось большой славой и весьма почиталось жителями окрестностей. Со
времен Юрия Долгорукова (1125-1157) ведические святилища, в том числе и в
Москве, начали перестраиваться под христианские храмы, - возводились