в душу
Олегу, и сказал он: 'Никогда не сяду на него и не увижу его больше'. И
повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не
видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре
года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы
предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: 'Где
конь мой, которого приказал я кормить и беречь?'. Тот же ответил:
'Умер'. Олег же посмеялся и укорил того волхва, сказав: 'Неверно
говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив'. И приказал оседлать
себе коня: 'Да увижу кости его'. И приехал на то место, где лежали его
голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: 'От этого ли
черепа смерть мне принять?'. И ступил он ногою на череп, и выползла из
черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого он разболелся и умер.
Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на
горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой
Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.'
Далее в 'Повести временных лет' идет подробное рассуждение о силе
волхования и чародейства, и об истории 'языческих волхвов' от
ветхозаветного Валаама до Симона Волхва и Аполлония Тианского. Летописец в
середине этого рассказа дает канонический церковный взгляд на языческие
чудеса: 'То все попущением Божиим и творением бесовским случается - всеми
подобными делами испытывается наша православная вера, что тверда она и
крепка пребывая подле Господа и не увлекаема дьяволом, его призрачными
чудесами и сатанинскими делами, творимыми врагами рода человеческого и
слугами зла.' Однако тут же следует дополнение: 'Бывает же, что некоторые
и именем Господа пророчествуют, как Валаам и Саул, и Каиафа, и бесов даже
изгоняют, как Иуда и сын Скеавели. Потому что и на недостойных многократно
действует благодать...' Здесь мы подходим к вопросу о соотношении
'языческих' и 'неоязыческих' верований и христианства, который активно
обсуждается последние несколько лет среди христианских богословов, но
давайте не будем пока затрагивать эту сложную тему, тем более, что сейчас
речь идет об истории двух 'языческих' жрецов, Олега и безымянного
киевского 'волхва'. Итак, великое княжество Киевское создал Олег, 'вещий',
то есть прорицатель (предсказал Киеву:
'Да будет это мать городам русским'), - и воевода и жрец из дружины
Рюрика. Он начал княжить в Киеве в 882 году, заманив к себе и убив прежних
неродовитых правителей из той же дружины Рюрика, Аскольда и Дира.
Некоторые историки (А.И.Асов) считают, что 'Повесть временных лет' здесь
неточна: Дир (Дирос Эллинский) был греком, а Аскольд - варягом. В
'Велесовой книге' про него сказано: 'И начал княжить над нами и стал
вождем самого Огнебога, очаги хранящего. И потому отвратил он лик свой от
нас, что мы имели князя, крещенного греками'.
Формула 'Огнебог, очаги хранящий' более всего соответствует религии
огнепоклонников, - древнейшей религии, берущей начало из легендарной
Арктиды, которую примерно во втором тысячелетии до н.э. восстановил в
степях южного Урала (гор Урья) Зардешт (греч. Зороастр). Известные остатки
города-храма и одновременно древней 'обсерватории' Аркаима, обнаруженные
на юго-восток от Урала в конце 80-х годов нашего века - это
археологическое свидетельство тех времен.
Известно, что в возрасте около сорока лет Зардешт и поклонники
огненного Ахура Мазды ушли на юг и зороастризм затем стал государственной
религией древней Персии. Там, через много веков и была записана на
воловьих шкурах Авеста, - 21 священная книга религии зороастрийцев. Почти
все эти книги уничтожили в IV веке до н.э. воины Александра Македонского
(зороастрийцы называли его нечестивым Искандером и обвиняли не столько в
завоевательских походах, сколько в уничтожении жрецов, священных огней и
этих книг), однако еще почти тысячу лет после этого в Персии зороастризм
оставался государственной религией. Затем в VII веке н.э. Персия была
завоевана мусульманами, которые терпимо относились тогда к христианам и
иудеям ('людям книги'), но для зороастрийцев настали тяжелые времена.
Часть из них бежала через горы Кавказа и дошла до Киева, другая часть
осела еще севернее, на территории нынешней Литвы. Таким образом, в Киеве с
VIII века была община зороастрийцев, и, возможно, варяг Аскольд какое-то
время поддерживал ее. Какое-то время он правил совместно с греком (и
вероятно христианином) Диром, - но это спорный вопрос, может быть эти
имена оказались рядом