следующего 1613 года в Москву съехались выборные из всех городов
Московского государства, 'для земского совета и государева избранья'.
Собралась Великая Земская Дума, самая знаменитая из всех московских
собраний и самая продолжительная. Сразу решили никого из иностранцев не
выбирать, как и сына Марины Мнишек, обозванного теперь 'Иваном-Воренком',
а выбрать государя из коренного русского рода. Сначала было немало
претендентов, много разногласий, но в январе все начали склоняться к
кандидатуре шестнадцатилетнего (родился 12 июля 1596 года) Михаила
Федоровича Романова. Может быть немалую роль в этом выборе сыграла именно
его молодость, - он не был замешан ни в каких грехах смуты и не имел еще
никаких личных врагов.
Кроме того, он принадлежал к любимой в народе и уважаемой семье, ранее
несправедливо притесняемой. Наконец, в глазах выборных и всего народа
большое значение имело его родство с последними Рюриковичами. Отец его
Федор Никитович приходился двоюродным братом царя Федора Иоановича,
племянником благой царицы Анастасии (первой жены Иоанна, еще не 'грозного'
при ней), и сыном Никиты Романовича, - обо всех них сохранилась в народе
самая светлая и теплая память.
Боярский (не княжеский даже) род Романовых считался тогда по знатности
не из первых и был малочисленен, но знатных друзей и дальних родичей у них
было много.
Большую роль в избрании сына сыграл заключенный в те годы в Польше отец
Михаила, митрополит Филарет (Федор Никитич), - своими письмами в Москву, к
Земскому Собору. Сам Михаил с матерью, Марфой Ивановной, находились тогда
в своем Костромском имении. Там, кстати, и спас их Иван Сусанин от отряда
поляков, разыскивавших молодого претендента на российский престол, чтобы
убить его. По сохранившимся документальным свидетельствам, он еще до того,
как поляки обратились к нему, успел послать гонцов в имение Романовых,
чтобы они скрылись в укрытие, а затем долго водил отряд по лесам и
замерзшим болотам, затем был замучен (Д.Иловайский. 'Новая династия',
18961996).
Первые письменные упоминания о роде восходят к XIV веку, к Андрею
Ивановичу Кобыле (в 1347 году он отмечен как московский боярин при великом
князе Симеоне Гордом). По устным преданиям его отец, Камбил Дивонович
Гланда (или Гландал) был князем в некрещенной еще Пруссии; при завоевании
ее немецкими крестоносцами выехал на Русь и служил сыну Александра
Невского, князю Дмитрию. По преданию, он крестился в 1287 году и получил
при крещении имя Иван, а сын его при крещениии стал Андреем. Стпрший сын
Андрея, Семен, по прозвищу Жеребец, стал родоначальником Синих, Лодыгиных,
Коновницыных, Облязевых, Образцовых и Кокоревых.
Второй сын, Александр Елка, породил древо Колычевых, а также
Сухово-Кобылиных, Стербеевых, Хлудневых и Неплюевых. Третий сын, Василий
Ивантей, умер бездетным, а четвертый, Гавриил Гавша, положил начало только
роду Боборыкиных.
Младший сын, Федор Кошка, по русской традиции особенно порадовал
родителей, и оставил зпятерых сыновей и одну дочь. Именно от него пошли
роды Кошкиных, Захарьиных, а также Яковлевых, Ляцких, Юрьевых-Романовых,
Беззубцевых и Шереметьевых. У Ивана, старшего сына Кошки, было четыре
сына. Младший из них, Захарий, дал своему потомству именование Захарьиных.
Его средний сын Юрий оставил потомство Захарьиных_Юрьевых. Сын Юрия, Роман
Захарьев-Юрьин был отцом царицы Анастасии (первой жены Ивана Грозного) и
брата ее, Никиты Романовича, с которого род и стал называться - Романовы
(НиР, 1993г, N10).
Сам родоначальник Камбил Гланда, уже по устным преданиям (записаны
прусские предания были в XVI веке в Пруссии и Польше) , вел свой род от
легендарного прусского вождя Видвунга (Видевута), предания о котором
относятся к III веку до Рождества Христова (по другим данным, к 305г.
н.э.). По этим преданиям, братья Видевут и Брутен прибыли по морю к устью
Вислы, где основали первое прусское королевство. Королем стал Видевут, а
Брутен был главным жрецом. Столица и главный храм назывались Ромове. Храм
был посвящен триаде богов: Патолсу, Потримсу и Перкунасу, а сам верховный
жрец назывался Крив-айт, а оба брата вместе - Криве-кривайтисы, от
названия священной кривой палицы (см. 'Мифы народов мира',М.,1993). Триада
богов была изображена на знамени Видевута и на священном дубе в Ромове.
Этот священный дуб вроде бы еще существовал в XVI веке.
От самого Ромове и дуба сейчас уже ничего не осталось; некоторые
историки считают, что этот город и храм находились примерно в центре
нынешней