обуревающий его дух нечестия и ненависти...', - очень точные слова точно в
день 303-летия публичной казни четырехлетнего младенца...
По преданию, Марина Мнишек, узнав о казни сына, прокляла весь род
Романовых-царей и заявила, что ни один из них не умрет своей смертью, что
в их семьях не прекратятся преступления, пока вся династия не угаснет. О
смерти Марины в тюрьме ходили разные слухи: самоубийство с силою об
железные плиты в камере, или же сами тюремщики убили ее. Так это и
осталось неизвестным.
Главное, что удалось сделать молодому Михаилу Романову в первые годы
царствования, - это навести порядок в разоренной стране и объединить
народ, поднять его дух после десятилетия смуты. В целом же его
царствование нельзя назвать удачным и счастливым. Война со шведами
(1614-1617) завершилась подписанием неблагоприятного для России
Столбовского 'вечного' мира. Шведский король Густав Адольф, выступая после
этого на сейме, сказал; 'Россия - опасный сосед, у нее сильное дворянство,
многолюдное крестьянство, населенные города, большое войско. Но теперь
русские без нашего позволения не могут выслать ни одной лодки на
Балтийское море. Большие озера, болота в 30 миль шириною и надежные
крепости отделяют нас от них. Теперь у русских отнят доступ к Балтийскому
морю и, надеюсь, не так-то легко будет им перешагнуть через этот ручеек
(Неву)'. Борьба с Литовско-Польским союзом закончилась в 1618 году
перемирием (на 14 с половиной лет) в селе Деулине, также неудачным, - за
Речью Посполитой остался Смоленск и другие русские земли. По истечении
перемирия, в 1632 году, попытка отбить Смоленск не удалась.Но плюсом было
хотя бы то, что польский король Владислав наконец отказлся от претензий на
Московский престол и признал (в 1634г.) царские права Михаила. Затем в
1637 году был взят у турок Азов, но в 1641-м пришлось его отдать. Таковы
были неудачи. Но оживились заметно внешние сношения России. Дружеские и
торговые связи установились с Персией, Голландией, Германией, Англией,
Данией, - вообще с теми европейскими странами, которые вследствии
церковной Реформации отошли от католичества в протестанство.
В самой Москве к концу царствования Михаила Федоровича проживало за
тысячу иностранцев лютеранской веры. Особо приязненные отношения
установились с герцогством Голштинским, - сношения, которые спустя более
столетия привели к чрезвычайной важности для династии Романовых
последствиям, когда на смену прекратившегося в мужской линии дома
Романовых выступила его женская линия.
Супружество Михаила Романова с Евдокией Стрешневой было плодовитым, -
одиннадцать детей, но выжили лишь четверо: Ирина, Анна, Татьяна и сын
Алексей (родился 9 марта 1629 года). Со сватовством старшей дочери Ирины к
датскому принцу Вальдемару связана история последних лет жизни первого
царя новой династии. В январе 1644 года Вальдемар прибыл в Москву, имея
предварительное согласие на брак. Ему была устроена пышная встреча. Однако
законы России требовали от жениха креститься в православную веру. Вокруг
этого вопроса и развернулись бурные события и долгие переговоры, в конце
концов сведшие Михаила Федоровича в могилу. Как развивалась эта история?
21 апреля 1644 года патриарх увещевает Вальдемара креститься в
православие, подробно описывая обряд и обосновывая его разными ссылками на
Священное Писание. Датский принц отвечает патриарху подробной отповедью,
также со ссылками на Писание, - что протестанту не требуется
перекрещиваться для принятия православия. Начинаются упорные увещевания,
это надоедает принцу: он грозится уехать, однако его не отпускают. 9 мая
он пытается бежать из Москвы, была даже крупная драка и жертвы, - но
принца и свиту возвращают, для дальнейших диспутов! Действительно, вскоре
Вальдемар получает второе послание от патриарха, - длинною в 48 сажен (! -
так сообщали датчане). Это послание содержало в себе подробнейшие
опровержения на все пункты отповеди принца. Он не захотел отвечать
письменно; тогда царь Михаил попросил его выставить ученого пастора его
свиты для устного состязания с московскими богословами. Прения начались в
конце мая 1644 года и продолжились в июне. Весь диспут велся вокруг
разницы в обрядах крещения. Защитники протестантской веры начали одолевать
московских богословов. Тогда Михаил вызывает из Иерусалима (!)
греческого архимандрита Анфима, цареградского - Парфения, других
греческих знатоков православия, и переводчиков. С такими силами
лютеранский пастор был почти разбит в споре. Датчане