Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

наш

обуревающий его дух нечестия и ненависти...', - очень точные слова точно в

день 303-летия публичной казни четырехлетнего младенца...

По преданию, Марина Мнишек, узнав о казни сына, прокляла весь род

Романовых-царей и заявила, что ни один из них не умрет своей смертью, что

в их семьях не прекратятся преступления, пока вся династия не угаснет. О

смерти Марины в тюрьме ходили разные слухи: самоубийство с силою об

железные плиты в камере, или же сами тюремщики убили ее. Так это и

осталось неизвестным.

Главное, что удалось сделать молодому Михаилу Романову в первые годы

царствования, - это навести порядок в разоренной стране и объединить

народ, поднять его дух после десятилетия смуты. В целом же его

царствование нельзя назвать удачным и счастливым. Война со шведами

(1614-1617) завершилась подписанием неблагоприятного для России

Столбовского 'вечного' мира. Шведский король Густав Адольф, выступая после

этого на сейме, сказал; 'Россия - опасный сосед, у нее сильное дворянство,

многолюдное крестьянство, населенные города, большое войско. Но теперь

русские без нашего позволения не могут выслать ни одной лодки на

Балтийское море. Большие озера, болота в 30 миль шириною и надежные

крепости отделяют нас от них. Теперь у русских отнят доступ к Балтийскому

морю и, надеюсь, не так-то легко будет им перешагнуть через этот ручеек

(Неву)'. Борьба с Литовско-Польским союзом закончилась в 1618 году

перемирием (на 14 с половиной лет) в селе Деулине, также неудачным, - за

Речью Посполитой остался Смоленск и другие русские земли. По истечении

перемирия, в 1632 году, попытка отбить Смоленск не удалась.Но плюсом было

хотя бы то, что польский король Владислав наконец отказлся от претензий на

Московский престол и признал (в 1634г.) царские права Михаила. Затем в

1637 году был взят у турок Азов, но в 1641-м пришлось его отдать. Таковы

были неудачи. Но оживились заметно внешние сношения России. Дружеские и

торговые связи установились с Персией, Голландией, Германией, Англией,

Данией, - вообще с теми европейскими странами, которые вследствии

церковной Реформации отошли от католичества в протестанство.

В самой Москве к концу царствования Михаила Федоровича проживало за

тысячу иностранцев лютеранской веры. Особо приязненные отношения

установились с герцогством Голштинским, - сношения, которые спустя более

столетия привели к чрезвычайной важности для династии Романовых

последствиям, когда на смену прекратившегося в мужской линии дома

Романовых выступила его женская линия.

Супружество Михаила Романова с Евдокией Стрешневой было плодовитым, -

одиннадцать детей, но выжили лишь четверо: Ирина, Анна, Татьяна и сын

Алексей (родился 9 марта 1629 года). Со сватовством старшей дочери Ирины к

датскому принцу Вальдемару связана история последних лет жизни первого

царя новой династии. В январе 1644 года Вальдемар прибыл в Москву, имея

предварительное согласие на брак. Ему была устроена пышная встреча. Однако

законы России требовали от жениха креститься в православную веру. Вокруг

этого вопроса и развернулись бурные события и долгие переговоры, в конце

концов сведшие Михаила Федоровича в могилу. Как развивалась эта история?

21 апреля 1644 года патриарх увещевает Вальдемара креститься в

православие, подробно описывая обряд и обосновывая его разными ссылками на

Священное Писание. Датский принц отвечает патриарху подробной отповедью,

также со ссылками на Писание, - что протестанту не требуется

перекрещиваться для принятия православия. Начинаются упорные увещевания,

это надоедает принцу: он грозится уехать, однако его не отпускают. 9 мая

он пытается бежать из Москвы, была даже крупная драка и жертвы, - но

принца и свиту возвращают, для дальнейших диспутов! Действительно, вскоре

Вальдемар получает второе послание от патриарха, - длинною в 48 сажен (! -

так сообщали датчане). Это послание содержало в себе подробнейшие

опровержения на все пункты отповеди принца. Он не захотел отвечать

письменно; тогда царь Михаил попросил его выставить ученого пастора его

свиты для устного состязания с московскими богословами. Прения начались в

конце мая 1644 года и продолжились в июне. Весь диспут велся вокруг

разницы в обрядах крещения. Защитники протестантской веры начали одолевать

московских богословов. Тогда Михаил вызывает из Иерусалима (!)

греческого архимандрита Анфима, цареградского - Парфения, других

греческих знатоков православия, и переводчиков. С такими силами

лютеранский пастор был почти разбит в споре. Датчане