очень интересное свидетельство - скандинавская сага XII века
об Олаве Трюггвассоне, норвежском короле (с 994 по 999 годы), который
детские годы провел как раз в Новгороде, при дворе 'конунга Вальдамара'.
Согласно этой саге, маленький принц Олав попал в Новгород, спасаясь с
родственниками от убийц его отца. Однако по закону, принятому тогда на
Руси, в княжеских землях не позволялось жить сыновьям правителей из других
земель без особого на то разрешения. Поэтому Олав воспитывался в тайне в
доме своего родича по имени Сигурд. В саге рассказывается и о матери
'Вальдамара'-Владимира (т.е. о легендарной Малуше): она названа колдуньей
и прорицательницей, бывшей 'в великой чести у конунга'. Она изображена
дряхлой старухой, но принимающей главную роль во время языческих
праздников: 'Ее приносили в кресло и сажали перед почетным сидением
конунга. И раньше, чем люди принялись пить, спрашивал конунг мать свою, не
видит ли и не знает ли она, нет ли какой-нибудь опасности или беды,
которая бы грозила его земле, не хотят ли другие захватить его владения',
- на что Малуша давала точные и исчерпывающие ответы. Так вот, согласно
саге, задолго до появления Олава в городе, она угадала его рождение и
сообщила о нем сыну Владимиру. Какое-то время по прибытии королевское
происхождение Олава удавалось скрывать, но затем оно все же открылось. По
одному из списков норвежской саги, его королевскую харизму 'учуяла' та же
колдунья Малуша; по другому тексту, это произошло после того, как
двенадцатилетний Олав случайно встретил на Торгу (главная площадь древнего
Новгорода) приезжего варяга - убийцу своего отца или воспитателя, и, узнав
его по топору в руке, выхватил этот топор и убил варяга.
Согласно этой и другим норвержским сагам, в Новгороде была 'такая
высокая неприкосновенность мира, что по закону следовало убить всякого,
кто убьет не осужденного человека'. Это немедленно грозило и Олаву, и он
бежал под защиту княгини Аллогии, жены Владимира (и также норвежки), и
вынужден был открыть ей свое королевское происхождение. Она взяла его под
защиту; после этого Олав девять лет служил в новгородской дружине
Владимира, но потом ему пришлось покинуть Русь. Вообще многие рассказы
скандинавских саг показывают нам не только высокое положение волхвов в
Новгороде, но и то, что 'пришлые' жрецы также могли быть в почете князя и
его дружины, не говоря уже о матери Владимира, ключнице Малуше, жрице и
дочери кагана Малка, будь он из хазар или древлян. Но вернемся вместе с
князем в Новгород.
В 978г. он возвращается в Новгород с варягами, и идет войною на Киев.
По пути в Киев он убивает князя Рогволода и его сыновей в Полоцке за отказ
его дочери Рогнеды идти за него замуж (она согласилась ранее идти за
Ярополка, а Владимиру передали ее оскорбительный для него отказ: 'не хочу
обувь надевать бывшему сыну ключницы'), а перед этим бесчестит ее на
глазах отца и братьев, по наущению своего дядьки Добрыни, воеводы и
наставника и, как считают некоторые, его 'злого гения'. Затем он начинает
осаду Киева, и тут роковую роль сыграл уже воевода Ярополка по имени Блуд,
- он предал князя и заманил его в ловушку, и 'два варяга подняли его
мечами под пазухи', и убили. Так Владимир завоевал Киев. Он вступил в
город 11 июня 978 года. Горожане спокойно приняли нового князя.
Надо сказать, что в те времена князь на Руси был скорее 'властью от
богов' и жрецом, чем руководителем в нашем понимании. Он обеспечивал
народу связь со своими языческими богами-заступниками и защиту от внешних
врагов; он собирал для этого дань и иногда творил высший 'княжий суд', но
никак не вмешивался в устои и жизнь людей. Если князь погибал, или бывал
побежден, значит его небесные покровители оказалиcь слабы, или отступились
от него; значит, следовало подчиниться князю-победителю.
Каков был князь древней Руси, что он должен был знать и уметь? Только
первые три года жизни маленький княжич был при матери. Затем, постепенно,
начиналось обучение 'мужскому делу'. Оно обязывало держать порядок - в
доме и на охоте, 'и в конюсех, и в соколех, и в ястребах'; постигать
искусство повелевать толпой, подчинять бояр; также и дипломатии,
внутренней и внешней. Особое место отводилось ратному делу, ему обучали
многие годы. Владеть конем, защитным и наступательным оружием, знать строй
пеший и конный; тактику битвы в поле и искусство осады крепостей.
Князь-воин, он должен в совершенстве владеть на коне копьем и мечом,
дротиком, луком, булавой, боевым топором; он должен разбираться