в сложной
боевой воинской амуниции. Опытный воин-лучник с седла должен был делать
шесть прицельных выстрелов в минуту на расстояние до 200 метров. Копий и
стрел были десятки видов, надо было приловчиться, выбрать себе подходящие.
В бою князю надлежало биться лучше всех и, конечно, возглавлять войско.
Все битвы требовали в те времена личного мужества. Только от знаний и
сметки князя зависело, какое войско брать в дело: наспех поднятый
легковооруженный конный отряд - вдогон за лихими в набеге степняками или
литовцами; то ли тщательно собранную тяжеловооруженную пехоту - в большой
поход с осадами крепостей. Князь должен знать, как делать подкопы,
сооружать осадные метательные машины 'пороки', перемахивать с лестницами
валы и стены, или так долго продержаться в обороне.
Hаконец, совладать с обозами - тоже ратное дело, а то останешься без
оружия и провианта, или упустишь добычу. Князь должен заботиться об
охранении и дозорах, помнить о возможной засаде; знать, как раскинуть
походные шатры и безопасно расположить лагерь. Он должен все делать
вовремя; вовремя и искусно построить полки для боя и самому стать так,
чтобы все видели льва на высоко поднятом цветном княжеском стяге, его
золотой шлем, меч с золотой рукоятью и блестящие шлемы и красные щиты его
воевод. Пока блестят шлемы и реют стяги - будет непобедимо войско.
Примерно так описал В.Т.Пашуто умение князя в своем 'Александре Hевском',
и это было так со времен Рюрика. А еще учили князей и тайным древним
приемам рукопашного боя, хрономагии, - когда быстрота реакции возрастает
так, что движения противника кажутся замедленными, - и он в твоей власти.
И древним календарям, и древним приметам, и древним знаниям Вед. Для всего
этого надо воистину быть 'под шеломом повиту, с конца копья вскормлену', и
много лет провести в учебе с наставниками воеводами и жрецами-волхвами.
Все остальное решала в жизни и в бою сама неповторимая личность князя. Hу
а кто окажется победителем в жизни и в бою - это решала еще и история,
силы неведомые смертным.
Теперь таким победителем стал Владимир; к тому же он не был киевлянам
совсем чужим, - хотя и ранее отделенный (и нелюбимый отцом Святославом и
бабкой Ольгой), но все же он был по отцу из того же рода Рюриковичей,
которые княжили в великом Киеве уже почти сто лет. Итак, Владимир сел на
княжение в Киеве.
'Повесть временных лет' повествует далее, что 'Владимир же стал жить с
женою брата своего - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее
Святополк'.
Вообще у князя Владимира до обращение его к христианству были большие
(до 300 наложниц) гаремы в нескольких городах (это кроме пяти жен), был он
жесток, и не просто язычник, а поклонник кровавых человеческих
жертвоприношений:
'И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами,
и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им
жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и
приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими...'
(ПВЛ, год 980-й). Как выглядело это языческое капище, 'Перунов холм', при
Владимире? Приведем его описание из упоминавшейся выше книги А.Карпова
'Владимир Святой' (по результатам археологических раскопок): 'В плане
капище представляет собой прямоугольник, вытянутый строго с севера на юг.
Ширина его - 1,75 метра, длина - 7 метров. С севера, юга и востока имеются
шесть округленных симметричных выступов, - 'лепестков', представляющих
собой остатки постаментов шести божествам /в Новгороде - восьми, и там
горели священные огни/. Два больших достигали в диаметре 2 метров, четыре
меньших - 1 метра. Примерно в метре к югу от святилища обнаружен так
называемый зольник - чашеобразное углубление диаметром около 3 метров,
заполненное чередующимися слоями угля, пепла и пережженной глины. Здесь
находилось огромное кострище. Огонь горел непрерывно; время от времени
жрецы выравнивали жертвенное место, обсыпая его глиной. Найденные в золе
кости свидетельствуют о том, что в жертву приносили главным образом быков,
а также свиней, птиц и рыб. Животных закалывали невдалеке, затем мясо
тщательно разделывалось, отдельные куски бросались в огонь, а часть туши
съедали на ритуальных пиршествах. Руководил священнодействием, наряду со
жрецами-волхвами, сам князь. В жертвеннике найден и боевой топорик -
символ грозного Перуна. Им, наверное, убивали животных. Вблизи святилища
обнаружены остатки