Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 2)

ителя царских детей Чарльза Сиднея Гиббса под названием 'Дом

Особого Назначения', подготовленные к печати его внучатым племянником.

Гиббс находился с императорской семьей до ее отправки из Тобольска в

Екатеринбург. Затем он бежал к белым, затем работал в Екатеринбурге со

следственной комиссией Николая Соколова; затем вернулся на родину, в

Англию. Там он перешел из англиканства в православие, принял монашество

под именем отца Николая и до последних дней возглавлял православную общину

в Оксфорде. Умер в 1963 году в возрасте восьмидесяти семи лет. При жизни

он не любил рассказывать о том, что ему пришлось пережить в России, но

после смерти в его доме был обнаружен обширный архив. Американский

журналист Дж. Тревин с помощью родственников покойного отца Николая и

издал эту книгу. Из воспоминаний Гиббса следует, что Николай II получал в

Тобольске довольно много газет, в том числе иностранных, но приходили они

с месячным опозданием. Ниже я привожу (с незначительными сокращениями)

отрывки из книги (по публикации И.Бунича в его книге 'Династический

рок'):

'В середине октября пришли некоторые газеты, вышедшие еще в июне и

июле. Его величество дал мне посмотреть несколько газет, где под разными

заголовками давалось описание Фатимского чуда... Все газеты подробно

рассказывали о необыкновенных явлениях у дуба на поле Кова-да-Ирия, и при

этом отмечали, что неграмотные крестьянские дети из глухой португальской

деревушки имели какое-то представление о России. Это было просто

невероятно! - 'Господь твердо решил покарать Россию, и неисчислимы будут

ее бедствия и страшны страдания народа. Но милость Господня безгранична, и

всем страданиям придет срок. Россия узнает о том, что наказание окончено,

когда я пришлю отрока, чтобы тот объявил об этом, появившись в сердце

России. Его не надо будет искать. Он сам найдет всех и заявит о себе'. -

Забегая вперед, отмечу, что это были все сведения о Фатимским чуде,

которые мы успели получить в Тобольске. После большевистского переворота

газеты просто перестали приходить. Большинство русских газет было закрыто,

а иностранные не пропускали в гибнущую страну... Государь, прочтя эти

сообщения, был потрясен:

- На все воля Божья, - сказал он. - Господь проклял Россию. Но скажите

мне, господин Гиббс, за что? Разве Россия хуже других? Разве она виновата

в этой войне больше Германии или Франции, которые никак не могли поделить

Эльзас и Лотарингию?

- На месте Вашего Величества, - осторожно заметил я, - я не стал бы

придавать особого значения этим газетным сообщениям. Вы же знаете

газетчиков и их вечную склонность к преувеличениям. В католических странах

случаи, подобные Фатимскому чуду, далеко не редкость. За последние двести

лет их произошло не менее дюжины во Франции, Италии, Испании и Португалии.

И в испанской Америке...

- О нет! - перебил меня Государь. - Ни один португальский газетчик не

додумался бы вложить в уста этой девочки пророчества о России. Зачем им

Россия? Я тоже знаю о подобных случаях в прошлом. Но все сводилось к тому,

- если вообще отрицать Божественную сущность происходящего, - чтобы

привлечь паломников к определенному месту либо добиться субсидий и

пожертвований для какого-нибудь близлежащего монастыря. В Португалии не

только эта неграмотная девочка, но и большинство владельцев газет знают о

России столько же, сколько мы о них, даже меньше. Кто же мог вложить в

уста девочки, наверняка будущей святой, слова именно о России? Ну,

представьте себе, господин Гиббс, что у нас, скажем, Серафим Саровский

стал бы пророчествовать о Португалии, Франции или о вашей стране? Кто бы

его услышал?..'

Это все, что есть в мемуарах Чарльза Гиббса о чуде Богородицы в Фатиме,

маленькой деревни в Португалии, ставшей известной всему миру в 1917 году.

В 1991 году Иоанн Павел II назвал ее 'духовной столицей мира'. Многие люди

в России, вероятно, не согласятся с этим. Но ведь Иоанн Павел II имел в

виду, вероятно, не 'духовную столицу' людей (или идей), а то место на

земле, на которое в ХХ веке пролился духовный свет откровения Богородицы.

Наверное вовсе не случайно это оказалась маленькая деревня Фатима в

Португалии и вовсе не случайно так труден для всех, и прежде всего для

продолжающих конфронтацию восточной и западной Церквей, путь признания и

принятия откровения Богородицы 13 июля 1917 года. Для Запада нелегко

признать Ее выбор и веру в Россию, - но Ватикан уже сделал первые шаги на

этом пути. Для России нелегко принять откровение о своей судьбе из