ителя царских детей Чарльза Сиднея Гиббса под названием 'Дом
Особого Назначения', подготовленные к печати его внучатым племянником.
Гиббс находился с императорской семьей до ее отправки из Тобольска в
Екатеринбург. Затем он бежал к белым, затем работал в Екатеринбурге со
следственной комиссией Николая Соколова; затем вернулся на родину, в
Англию. Там он перешел из англиканства в православие, принял монашество
под именем отца Николая и до последних дней возглавлял православную общину
в Оксфорде. Умер в 1963 году в возрасте восьмидесяти семи лет. При жизни
он не любил рассказывать о том, что ему пришлось пережить в России, но
после смерти в его доме был обнаружен обширный архив. Американский
журналист Дж. Тревин с помощью родственников покойного отца Николая и
издал эту книгу. Из воспоминаний Гиббса следует, что Николай II получал в
Тобольске довольно много газет, в том числе иностранных, но приходили они
с месячным опозданием. Ниже я привожу (с незначительными сокращениями)
отрывки из книги (по публикации И.Бунича в его книге 'Династический
рок'):
'В середине октября пришли некоторые газеты, вышедшие еще в июне и
июле. Его величество дал мне посмотреть несколько газет, где под разными
заголовками давалось описание Фатимского чуда... Все газеты подробно
рассказывали о необыкновенных явлениях у дуба на поле Кова-да-Ирия, и при
этом отмечали, что неграмотные крестьянские дети из глухой португальской
деревушки имели какое-то представление о России. Это было просто
невероятно! - 'Господь твердо решил покарать Россию, и неисчислимы будут
ее бедствия и страшны страдания народа. Но милость Господня безгранична, и
всем страданиям придет срок. Россия узнает о том, что наказание окончено,
когда я пришлю отрока, чтобы тот объявил об этом, появившись в сердце
России. Его не надо будет искать. Он сам найдет всех и заявит о себе'. -
Забегая вперед, отмечу, что это были все сведения о Фатимским чуде,
которые мы успели получить в Тобольске. После большевистского переворота
газеты просто перестали приходить. Большинство русских газет было закрыто,
а иностранные не пропускали в гибнущую страну... Государь, прочтя эти
сообщения, был потрясен:
- На все воля Божья, - сказал он. - Господь проклял Россию. Но скажите
мне, господин Гиббс, за что? Разве Россия хуже других? Разве она виновата
в этой войне больше Германии или Франции, которые никак не могли поделить
Эльзас и Лотарингию?
- На месте Вашего Величества, - осторожно заметил я, - я не стал бы
придавать особого значения этим газетным сообщениям. Вы же знаете
газетчиков и их вечную склонность к преувеличениям. В католических странах
случаи, подобные Фатимскому чуду, далеко не редкость. За последние двести
лет их произошло не менее дюжины во Франции, Италии, Испании и Португалии.
И в испанской Америке...
- О нет! - перебил меня Государь. - Ни один португальский газетчик не
додумался бы вложить в уста этой девочки пророчества о России. Зачем им
Россия? Я тоже знаю о подобных случаях в прошлом. Но все сводилось к тому,
- если вообще отрицать Божественную сущность происходящего, - чтобы
привлечь паломников к определенному месту либо добиться субсидий и
пожертвований для какого-нибудь близлежащего монастыря. В Португалии не
только эта неграмотная девочка, но и большинство владельцев газет знают о
России столько же, сколько мы о них, даже меньше. Кто же мог вложить в
уста девочки, наверняка будущей святой, слова именно о России? Ну,
представьте себе, господин Гиббс, что у нас, скажем, Серафим Саровский
стал бы пророчествовать о Португалии, Франции или о вашей стране? Кто бы
его услышал?..'
Это все, что есть в мемуарах Чарльза Гиббса о чуде Богородицы в Фатиме,
маленькой деревни в Португалии, ставшей известной всему миру в 1917 году.
В 1991 году Иоанн Павел II назвал ее 'духовной столицей мира'. Многие люди
в России, вероятно, не согласятся с этим. Но ведь Иоанн Павел II имел в
виду, вероятно, не 'духовную столицу' людей (или идей), а то место на
земле, на которое в ХХ веке пролился духовный свет откровения Богородицы.
Наверное вовсе не случайно это оказалась маленькая деревня Фатима в
Португалии и вовсе не случайно так труден для всех, и прежде всего для
продолжающих конфронтацию восточной и западной Церквей, путь признания и
принятия откровения Богородицы 13 июля 1917 года. Для Запада нелегко
признать Ее выбор и веру в Россию, - но Ватикан уже сделал первые шаги на
этом пути. Для России нелегко принять откровение о своей судьбе из