в храме, в
последний день праздника Кущей,- теперь, если следовать хронологии
Евангелия, в 29г., и иудеи опять соотносят поведение и слова Иисуса, на
этот раз об Аврааме, с возрастом храма. То есть, они опять указывают
Назарянину, что Он моложе храма, моложе многих своих оппонентов,- и при
этом смеет учить их. Эта 'линия храма' в Евангелии Иоанна позволяет, как
видим, восстановить хронологию евангельских событий через возраст храма,-
вот и все. Впрочем, далеко не все. Мы еще попробуем понять потом, о каком
'дне Своем' говорил Иисус Христос в последний день праздника Кущей в
29г.,- но об этом позже. А пока попробуем уточнить год Рождества Христова.
Вифлеемская звезда.
Еще одно указание на время Рождества Христова - это рассказ о
Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Этому рассказу посвящены сотни
исследований, поэтому приведем его здесь:
'Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли
в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский?
Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это,
Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех
первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно
родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от
них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал:
пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите
меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се,
звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла
и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они
возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с
Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои,
принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.' (Мф.2:1-11).
Отцы церкви с самых первых веков христианства занимались толкованием
природы этой звезды. Ориген (в третьем веке) и Иоанн Дамаскин (ок.700г.)
предполагали, что это была 'хвостатая звезда', то есть комета, и эта
гипотеза время от времени вновь поддерживается в том или ином виде, даже в
наши годы,- в связи с появлением весной 1997г. кометы Хейла-Боппа. Что
касается именно этой кометы, то Вифлеемская звезда никак не могла быть ею
хотя бы потому, что прошлый раз она проходила близ Земли около четырех
тысяч лет назад,- так показывают современные астрономические расчеты,- а
вот в следующий раз она действительно будет видна на небе примерно через
2000 лет, ее орбиту сильно изменяет каждый раз притяжение Юпитера. Кроме
того, и это главное, трудно представить, чтобы такая особенность
Вифлеемской звезды не была отмечена летописцами тех времен и самим
евангелистом Матфеем. Все летописцы всегда особо отмечали явления комет,
называя их 'хвостатыми звездами', или 'подобными копью',- так или иначе
всегда отмечая эту особенность комет. Достаточно прочитать, например,
'Повесть временных лет'
(СПб,1996) с комментариями академика Д.С.Лихачева, чтобы убедиться в
этом. Нет никаких оснований полагать, что евангелист Матфей был хуже, чем
другие летописцы, менее внимателен, менее сведущ в таких несложных вещах.
Но что же это была за звезда?
В октябре 1604г. Иоганн Кеплер, наблюдая тройное соединение Юпитера,
Сатурна и Марса вблизи вспыхнувшей тогда же и в той же области неба Новой
звезды, пришел к мысли, что нечто подобное могло быть в небесах и во
времена Рождества Христова.
Такое предположение подкреплялось еще и тем, что с древнейших времен
Юпитер называли 'звездой королей', а Сатурн считали 'иудейской звездой',-
планетой, связанной с иудаизмом, поэтому соединение Юпитера и Сатурна
могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя
Иудейского,- тем более, что, по преданиям востока, такое соединение
Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не
только иудеями, но и многими народами величайшим пророком. Соединения
Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно,
в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку
именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось
тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера
поддерживалось многими исследователями. Однако современные точные расчеты
показывают, что в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн подходили друг к другу не
ближе диаметра Луны, поэтому их соединение никак