эллинизированной Иудее вновь возродил иудейский мистицизм,
наполненный еще ранее из источников Авесты.
Случайно обнаруженные в 1945-47гг в пещерах Вади-Кумрана на
северо-западном побережье Мертвого моря кожаные свитки с документами и
пророческими книгами общины ессеев стали вскоре самым великим
археологическим открытием ХХ века.
Около этих примерно девятисот свитков из 11-ти пещер выросла целая
наука, - кумранистика. В настоящее время большинство
специалистов-кумранистов согласны в том, что в общине ессеев во
втором-первом веках до нашей эры произошел синтез Ветхого Завета и
Зороастризма (религии Авесты), результатом которого и явился Новый Завет.
Кстати, само выражение 'Новый Завет' встречается в самих текстах Кумрана.
Отметим здесь же, что среди свитков Кумрана обнаружены и астрологические
тексты, причем их изучение показывает близость астрологических воззрений
ессеев именно к зороастризму, добрую четверть которого составляет учение о
Небесном воинстве и астрологической расшифровке звездного послания Творца.
Ессеи славились в Иудее и по всему региону как отличные астрологи, что
также отделяло их от фарисеев, саддукеев, вообще от ортодоксальных иудеев,
не признававших астрологию за благое занятие. Ирод Великий относился к
ессеям с большим уважением, так как именно ессеи предсказали ему в юности
будущее царствование (об этом свидетельствует Иосиф Флавий в 'Иудейских
древностях'), хотя сами ессеи относились к нему холодно, даже враждебно. В
последние годы Кумранские тексты опубликованы на русском и вышло подробное
исследование этих текстов, а также истории и идеологии ессеев
(И.Р.Тантлевский. 'История и идеология Кумранской общины' СПб, 1994г.,
Институт востоковедения РАH).
Почему мы рассказываем здесь о ессеях и связи их доктрин с
зороастризмом, с Авестой? Дело в том, что после первых же публикаций (в
пятидесятых годах)
текстов Кумрана стало ясно, что многие образы Евангелий и многие их
действующие лица (близкие Иисусу) связаны с ессеями. Это заметили и в
Православной церкви: о близости к ессеям Иоанна Крестителя писал, ссылаясь
на первые опубликованные тогда тексты Кумрана, епископ Смоленский и
Дрогобужский Михаил Чуб в 'Журнале Московской патриархии' (1958г., номер
8). Он первый в церкви, видимо, выдвинул предположение о том, что Иоанн
Предтеча с детства, после смерти своих престарелых родителей, воспитывался
в общине Кумрана, но затем ушел из нее, не согласный с их крайней
отделенностью от мира. Кстати, Михаил Чуб отметил и то, что место
проповедей Иоанна Предтечи в 27г.н.э. находилось всего в двух часах ходьбы
от Кумрана! Все это отметил затем и Александр Мень в своей 'Истории
религии'. Он писал, что именно ессеи явились бродильным началом,
приготовлявшим Палестину к 'исполнению времен' пророчеств Ветхого Завета.
Сочувствующие ессеям, но не входящие непосредственно в их полумонашеский
орден белых одежд, называли себя 'чающими Утешения'. Евангелист Лука
назвал среди них родителей Иоанна Предтечи и Богородицу Марию, сводных
братьев Иисуса и старца Симеона, узнавшего по откровению свыше среди
первенцев, принесенных родителями в храм, Иисуса и прочитавшего над ним
особую благодарственную молитву ессеев. Близких ессеям называли в те
времена также праведниками, и евангелист Матфей называет праведником
Иосифа, обручника Богородицы. Среди апостолов Нафанаил, рассказ о котором
дан в 1-й главе Евангелия Иоанна, входил в число ессеев (это следует из
упоминаемого в стихах 48-50 эпизода со смоковницей, связанного с тайными
обрядами ессеев), а апостолы Иоанн Зеведеев и Андрей Ионин были прежде
учениками Иоанна Предтечи и, следовательно, были хорошо знакомы с
ессейскими доктринами от первого учителя. Сам Иисус, как следует из первой
главы Евангелия Иоанна, знал тайные обряды ессеев.
И.Р.Тантлевский, автор упомянутого выше капитального исследования
истории и идеологии ессеев, считает, что слова 'пришел к своим, и свои Его
не приняли'
(Ин.1:11) открывают и то, что до крещения Иоаннова Спаситель приходил к
ессеям, но они не узнали в Нем долгожданного Мессию, чаемого Утешителя
Израиля. Вся совокупность свидетельств Евангелий говорит нам о том, что
близкие Иисусу Христу действующие лица евангельской истории или сами были
ессеями, или сочувствовали им и хорошо знали их доктрины. Следовательно,
не в прямую, но опосредствованно, они были близки и знаниям Авесты. И еще
раз: для чего мы рассказываем здесь обо всем этом?
Евангелист Лука своим рассказом об Ангеле Гаврииле дает