из верований, касающихся душ умерших и мест их погребения. Захоронения послужили прообразом холмов фей. В Старой Европе они имели специальные отверстия, через которые дух умершего мог входить в могилу или же покидать ее. Эти несложные верования мигрировали из Старой Европы в Египет и Иберию, а из Иберии добрались до Британских островов.
Там они стали составной частью учения друидов, которое впоследствии переняли все кельтские племена.
Говоря о феях, мы не могли не вспомнить о народе богини Дану, в котором признали изгнанных из Греции пеласгов. Мы также узнали, что в Средиземноморье часто вообще всех греков называли “данаанцами”. Пеласги поклонялись богине Дану, чье имя весьма созвучно имени богини Дианы. Все это вместе взятое лишний раз подкрепляет утверждение о средиземноморском происхождении народа богини Дану. В Италии Диана считалась богииней Луны, королевой фей. Виккане были долго уверены в том, что народ богини Дану положил в Ирландии начало расе фей.
Не стоит забывать и о том, что, согласно легенде, этот народ пришел откуда-то из тумана, а ведь еще древние этруски называли своих верховных богов не иначе, как окутанными пеленой и богами тумана.
Друиды нередко общались с греками, поэтому хорошо разработанные греческие концепции оказали большое влияние на их религиозную практику. Не так уж и невероятна идея о том, что сами друиды являлись потомками греческих или этрусских служителей культа, переселившихся на север. На эту мысль наводит неожиданная находка в Ирландии трех бронзовых этрусских статуэток. Мы также говорили о том, что греческие и римские историки отметили факт служения друидов богу Дионису. Кроме того, друиды познакомили кельтов с учением о реинкарнации, которое они позаимствовали у греков. Как писал Ипполит Александрийский, еще в 525 г. до н. э. легендарный Залмоксис объяснял друидам суть пифагорейского учения о переселении душ. Конечно, кельты появились в тех местах, где он жил, лишь примерно через двести лет, но его учение сохранилось и впоследствии бурно развилось.
Говоря о боге Дионисе и его постепенном превращении в Бахуса, мы одновременно обсудили все черты образа викканского рогатого бога. Мы поняли, почему Дионис представлялся древним в облике оленерогого бога, а затем бога с рогами быка и козла. Все глубже развивая эту тему, мы увидели его и в облике Зеленого человека, и в образе обещанного дитя, и даже в роли сына и любовника богини. Эти образы всегда были основными в европейских языческих верованиях.
Интересно то, что на древних фресках встречаются изображения ведомых женщинами посвящаемых с завязанными глазами. Немало и изображений Диониса, держащего в руках жезл и чашу. Оба этих предмета являются важными символами современной викки. Вряд ли существует иной европейский бог, образу которого бы так четко соответствовал буквально каждый элемент викканской веры.
Артемида (жена Диониса, если придерживаться версии Гомера) была прообразом Богини-Матери и Дианы трехликой. Для римлян это не было чем-то неожиданным, поскольку им уже была известна трехликая Геката. Порфирий о ней писал так:
“Луна — это Геката... и проявляя свою власть, она предстает в трех образах: Селеной на небесах, Артемидой на земле и Гекатой — в ином мире”.
Гесиод же писал в “Теогонии”, что Гекате были подвластны три величайших таинства: рождение, жизнь и смерть. Об этом же говорится в викканской легенде о сошествии богини в иной мир.
Беседуя о земледельческих таинствах, мы мысленно прошли по долгому и очень древнему пути, ведущему от Эгейского к Средиземному морю, а оттуда в Западную и Северную Европу.
Мы поняли, что концепция бога урожая и убитого бога впервые появилась в Юго-Восточной Европе. Знание этих таинств от греков перешло к этрускам, от них — к римлянам и, наконец, и к кельтам. Так земледельческие таинства появились на Британских островах, позднее породив там целую плеяду местных богов урожая.
Многие идеи и представления кельтской викки берут свое начало в верованиях средиземноморских народов. Мы увидели, что образ чаши Черридвен и состоящих при ней девяти девственниц на удивление схож с греческой чашей Деметры и девятью музами. Также и североевропейские норны и сестры Выррд по своему облику явно схожи с гораздо более древними греческими мойрами и римскими парками. Вспомним также, что три мира кельтской космогонии появились в греческой философии и были описаны в “Теогонии” за много веков до появления кельтов в Южной Европе. Наконец, мы с удивлением обнаружили, что истоки мифа о короле Артуре и его мече Эскалибуре следует искать