Вначале полагали, что действие снадобий, лекарств и ядов определяется магической силой духа, обитающего внутри соответствующего растения. Процессы превращения растений или фруктов в сок, а сока в опьяняющий напиток, выполнялись женщинами-шаманами, причем считалось, что Луна покровительствует в этих занятиях. Впоследствии так возник устойчивый образ колдуньи, помешивающей в котле свое волшебное варево.
В таинствах тьмы богиня имеет несколько образов: дарительница жизни и носительница смерти, созидательница и разрушительница. По ее велению приходят бури, дождь и роса, приносящие земледельцам как радость, так и огорчения. Способ, которым богиня создает влажность, схож со способом, которым она же вызывает ток менструальной крови. Луна управляет земными приливами, но она же управляет течениями в женском организме. Жидкости всегда были символами мистического присутствия богини. Древние старались выбрать для поклонения ей места, обычно расположенные в пещерах и гротах, в которых из скал понемногу сочилась вода. Церемонии, связанные с наполнением сосудов водой и их опустошением, являются типичными для ритуалов поклонения ей.
Часто такие сосуды имели носики, горлышки или рыльца, выполненные в виде мужских фаллосов.
В книге “Женские таинства” (1976) Эстер Хардинг описывает древнюю церемонию вызывания дождя, на которой запрещалось присутствовать мужчинам. Во время нее обнаженные женщины, стоя в реке или ином потоке, обрызгивали друг друга водой. Правда, иногда все собравшиеся женщины начинали брызгать только на служительницу культа, представлявшую в данном случае богиню Луны.
В сущности, физическая или символическая связь богини с женщинами обыкновенно осуществлялась посредством жидкостей. Процессы, происходящие в подсознании, всегда ассоциировались с течением воды, что, вообще говоря, верно и в отношении человеческих эмоций. Жидкости женского тела всегда считались обладавшими особенными мистическими свойствами. Одним из верований Старой Религии было и такое, что любой предмет приобретал некие магические свойства, если он находился в контакте с половыми органами нагой женщины, лежащей на алтаре. Впоследствии этот древний обычай был объявлен сатанинской практикой. Однако с оккультной точки зрения, при некоторых обстоятельствах одно и то же действие может считаться святотатством, а при других обстоятельствах — благим делом. В главе пятнадцатой мы еще поговорим о вещах, имеющих отношение к вышеизложенному.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ.
МУЖСКИЕ ТАИНСТВА
Для первобытных охотников дикие животные были проявлением всего того, что считалось чуждым. В сознании древних представления об образе диких животных соединились с мыслью о необходимости разделить с этими существами среду своего обитания, так как животные являлись одновременно источником пищи и опасности. Происходило неосознаваемое соотнесение человека с животным, что выражалось в появлении наполовину человеческих, наполовину животных мифических тотемов древних племен. Животные cтановились наставниками человечества. Посредством актов подражания резко очерченные границы сущностей человека и животного как бы расплывались, и между ними устанавливались отношения тождественности.
То же справедливо и в отношении последующего земледельческого общества, в котором циклы человеческой жизни, его смерть и рождение, считались сходными с различными стадиями развития растений.
Джозеф Кэмпбелл “Первобытная мифология”
Мужские таинства возникли еще во время господства матриархальных традиций неолитического периода. Их появление связано с зарождением культов воинов и охотников, необходимых для выживания всего племенного сообщества. На эти зарождающиеся культы большое влияние оказывало женское население деревень. Женщины почти постоянно находились дома, в то время как мужчины часто отсутствовали, отправившись на охоту или занятые стычками с враждебными племенами. Это было время, когда мужчины не несли почти никакой ответственности за благополучие семьи или сельской общины. Будучи в значительной степени свободными от ограничений, накладываемых поддерживаемой женщинами социальной структурой, мужчины смогли создать свою собственную субкультуру, отражающую присущие только мужчинам нужды и побуждения.
Мужские таинства можно условно разделить на четыре категории: охотничьи и воинские, таинства сатира, таинства божественного короля (убитого бога) и таинства героя. Во всех них нашли свое яркое выражение те или иные особенности мужского поведения и образа мышления. Вероятно, мы могли бы соотнести индивидуальные особенности