на три аспекта, называемых:
1). Сознанием. 2). Умом. 3). Объективным миром (материальным), т.е. состоявшим из пяти физических факторов
Говоря философским языком, сознание, создающее вселенную, или контролирующее, или ядерное сознание называется Пуросоттама ('оттама' значит величайший или высший) а когда оно относится к отдельному человеку оно называется Параматма ('Парам' значит высший, а 'атман' душа). В Генезисе говорится, что бог создал человека по своему образу и подобию, и мы видим, что человек состоит из этих трех аспектов: души (сознания), ума и физического тела.
Вся вселенная отражается в космическом уме, и это ни что иное, как прямая проекция Бога, несмотря на то, что он кажется нам очень 'реальным' Когда человек совершенствуется в медитации, его сознание становится особым. Он расширяет свой индивидуальный ум, пока не будет достигнуто единство с высшим сознанием.
Выше было представлено краткое изложение Брахмачакры, сама же теория очень глубокая, потому мы отсылаем вас к книге 'Духовная философия Шрии Шрии Анандамурти' издания Ананда Марга, в которой вы найдете более тонкое и более исчерпывающее объяснение этих вопросов.
Жизнь, смерть и Освобождение.
В главе 'Ум и медитация' упоминалось как выполняемое действие (т.е. из Ахамтаттва эго) проявляется в читте или в физиологическом материале ума. Поскольку читта принимает форму действия, можно сказать, что действительные изменения происходят в уме (читта). Эти изменения нарушают равновесие ума, и чтобы ему вернуться в прежнее состояние равновесия, он должен совершить ответную реакцию.
Например, если вы положите палец на детский шар, его форма исказится. Как только вы убираете палец, шар приобретает прежнюю форму. Подобным образом, когда совершается действие, читта приобретает другую форму, и чтобы она восстановила свое естественное равновесие, необходима адекватная ответная реакция.
Ньютон открыл закон, который гласит: 'На каждое действие есть противодействие равной силы'. Этот закон (Карма) применяется и в физической, и в умственной сферах жизни.
Самскара.
Хорошее действие вызовет хорошее противодействие. И наоборот, плохое действие вызовет слабую реакцию. Тем не менее, реакция может осуществиться только в том случае, если среда обладает проводимостью. Она может последовать сразу после действия или через некоторое время , в зависимости от среды. Может быть так же невыраженная реакция, которая ждет проводимости среды, это называется Самскара. Все чувства удовольствия и боли вызывают Самскара, или потенциальная реакция на предшествовавшее действие. Например, человек родился состоятельной любящей семье, но в раннем детстве потерял отца; или человек сделал хорошую карьеру в жизни, но в среднем возрасте тяжело заболел. Все такие случаи и события являются следствием особой Самскары человека.
Есть три основных типа самскар:
1. Врожденные самскары. Они передаются из одной жизни в другую и существуют еще до рождения человека . Они предопределяют место рождения и характерные черты ребенка.
2. Навязанные самскары это результат влияния внешних факторов, когда человеку навязывается много самскар, помимо его воли. Эти факторы следующие:
а) Окружение. Живя в горах, на море или в городе, человек приобретает разные умения, разную работу, разные привычки и т.д.
б) Общество и культура. Родители, родственники и друзья оказывают такое же сильное влияние на человека, как искусство, литература и музыка.
в) Образование. Образ мыслей и приобретение знаний в огромной степени зависят от родителей и учителей.
3. Приобретенные самскары это когда человек сознательно и самостоятельно принимает решения, самскары тогда приобретаются свободно.
Действие Садханы (медитации) по сути дела состоит в том, чтобы сжечь эти накопившиеся самскары, чтобы человек мог обрести мир и спокойствие души. Когда самскары разрешаются, туман прошлого опыта рассматривается в душе, и сознание более ясно отражается на умственной пластине. Нередко случается,что новичок в медитации испытывает что-то очень приятное а иногда даже что-то неприятное (вроде тошноты). Причина состоит в том, что самскары 'созревают' очень быстро во время медитации. Самскары напоминают искривления или 'вмятины' в эктоплазме ума (читта). Читта имеет тенденцию освобождаться от этих искривлений, стремясь занять первоначальное состояние. Этот процесс 'выравнивания' происходит много раз во время медитации, когда ум переходит в надсознательное состояние. Когда ученик чувствует, что его жизнь наполняется риском, драматизмом и смятением, это признак нарастающей