Кирил Иванович

Путь Тантры

активности самскары, что следует рассматривать как хороший признак прогресса.

Перевоплощение и освобождение.

Перед смертью у нас перед глазами проносится вся наша предшествующая жизнь, формируя в уме общую картину или 'мысль', которая предопределяет наше последующее воплощение. Вот почему говорят, что мысль перед смертью влияет на следующую жизнь.

Человек, который при жизни заботился об удовлетворении своих неизменных физических потребностей (т.е. жил, как животное) может породить животное, что соответствует выражению его самскары. И наоборот, если человек при жизни имел высокие идеалы, его самскара, или мысль перед смертью создаст среду, проводящую его высокие идеалы, возможно, духовную среду. Наконец, если человек достаточно изучил Садхану, то единственной оставшейся мыслью будет Высшее Сознание (все его самскары уже были выражены). В этом случае он не родится снова , а сольется с космическим сознанием и достигнет Освобождения, или Спасения (вечного Самадхи).

Причина смерти.

Причина смерти состоит главным образом в том, что тело больше не подходит для выражения накопившихся самскар. Яснее, есть три типа причин смерти.

1. Физическая смерть наступает, когда колебания тела перестают соответствовать колебаниям ума, т.е. тело ослабевает в результате старости, несчастного случая или болезни.

2. Психическая смерть наступает, когда ум теряет связь с телом, в отличии от физической смерти, когда несостоятельным становится тело. Это, например, может произойти в результате шока, вызванного сообщением о смерти любимого человека, или даже чрезмерного восторга, или умственного развития, или дегенерации. Пример умственного развития: некто общается с духовно возвышенным человеком. Его влияние может выразиться в большой умственной экспанции. Это ускорит эволюционный процесс ума, и он потеряет равновесие с телом. Последуют физические реакции, когда тело будет пытаться приспособить свою вибрацию к новой вибрации ума. Выполнение садханы вызывает величайшую умственную экспансию, но, если ученик будет регулярно делать асаны, его тело сможет удержать психо-физическое равновесие, благодаря очищающему воздействию асан.

3. Духовная смерть есть следствие достижения цели садханы, когда ум сливается с Бессмертным сознанием, теряя свою индивидуальность. Это называется 'смерть ума -эго', или Махадсамадхи, но это не есть смерть в смысле небытия. Это скорее переход в надсознательное состояние, достижение Бесконечного Блаженства и Вечной Жизни.

Праны.

После отделения души от тела по одной из вышеописанных причин, безжизненность, или смерть приходит к телу после того, как его покидают праны. Праны это собирательное название десяти жизненных струй, или жизненных энергий, известных в Санскрите как Вайю. Они подразделяются на пять внутренних и на пять внешних, и каждая выполняет определенную жизненно важную физиологическую функцию, а именно:

Внутренние.

1. Прана расположена между пупком и голосовыми связками. Ее функция вдох и выдох.

2. Анапа находится между пупком и анальным отверстием. Следит за выделением мочи и стула.

3. Самана находится в области пупка, ее функция согласовывать работу между праной и апаной.

4. Удана расположена в горле, она контролирует работу голосовых связок и голоса.

5. Вйяна регулирует кровообращение и физические функции центральной и периферической нервной системы.

Внешние.

1. Нага помогает прыгать, распрямлять тело, бросать предметы. 2. Курма следит за сокращениями тела.

3. Кркара следит за зеванием, икотой и чиханием.

4. Девадатта отвечает за жажду и голод.

5. Дхананьяма вызывает дремоту и сон.

Физическая недостаточность или нарушение в любой части тела влечет за собой ослабление Праны и Анапы. В экстремальных случаях Самана становится неспособной поддерживать равновесие между Праной и Апаной, что вызывает сильные спазмы в области живота и голосовых связок. Это называется 'дыхание животом'. Когда Самана теряет силу, все три Вайю Прана, Апана и Самана превращаются в одну мощную силу и ударяют Удану. Как только Удана выходит из строя, Вияна присоединяется к первым трем, и все проникают через более тонкую часть тела и покидают его. Когда все внутренние Вайу уходят, внешние Вайу, за исключением Дхананьяйа, так же покидают физическое тело. Дхананьяйа, вызывает сон, который переходит в глубокий сон смерти. Дхананьяйа остается в теле и после того, как все Вайу покинули его. Когда мертвое тело кремировано или полностью разложилось , только тогда она уходит из тела.

Жизнь. До сих пор речь шла о самскаре, перевоплощении и смерти,