природу. Какова же эта природа? Это — установление соотношения, вот что собственно добавляет ум. Все мышление есть 'установление соотношений', и чем больше вы вдумаетесь в эту фразу, тем более вы убедитесь, с какой полнотой она содержит в себе все различные процессы ума. Самый первый процесс — это заметить, что есть внешний мир. Вначале смутно, потом все яснее, мы познаем нечто вне нас — процесс называемый обыкновенно восприятием. Я употребляю более общий термин 'установление соотношений', потому что оно проходит через все целое ментальных процессов, тогда как понятие относится к определенному объекту. Приведу всем известный пример: когда младенец чувствует укол булавки, он сознает боль, но не сознает ни булавки, ни даже части своего тела, где произошел укол. У него нет понятия, так как понятие определяется как то, что строит соотношение между ощущением и объектом, вызывающим ощущение. Вы воспринимаете только тогда, когда устанавливается отношение между объектом и вами. Это и есть первый из ментальных процессов, который следует за ощущением. С восточной точки зрения ощущение, или чувствование, есть также ментальная функция, так как чувства представляют собой часть познавательной способности; но в западной психологии они, к сожалению, отнесены к особой области чувств.
Когда установлено это соотношение между собой и внешними объектами, каким является следующий процесс ума? Процесс этот — рассуждение, т.е. установление соотношений между различными объектами, подобно тому, как восприятие устанавливает отношение между вами и данным предметом. Рассуждение дает начало новому соотношению, которое возникает от сравнения различных предметов; между последними и собой, вы, благодаря понятию, установили определенное соотношение, и результатом этого процесса является концепция. Выражение 'установление соотношений' верно вполне. Весь процесс мышления есть не более чем установление соотношений, и это естественно, ибо как Верховный Мыслитель, установив соотношение между собой и 'не-Я', вызвал материю к существованию и сделал возможным появление вселенной, так и мы, отражая его силы в себе, думаем тем же способом, устанавливаем соотношения между собой и внешним миром и таким образом выполняем каждый интеллектуальный процесс.
Удовольствие и страдание
Перейдем теперь к другому утверждению, сделанному этим великим учителем йоги: 'Пентады бывают двух родов: тягостные и не тягостные'.
Почему он не сказал: 'тягостные и радостные'? Потому что он был точным логическим мыслителем, и он делает логическое разделение, которое заключает в себе всю Вселенную, 'А' и 'не-А', 'тягостное' и 'не тягостное'. Было много споров среди психологов по поводу третьего подразделения — безразличия. Некоторые психологи делят все чувства на три: страдание, удовольствие и безразличие. Другие психологи утверждают, что безразличие, или равнодушие, не более, чем удовольствие или страдание, недостаточно выраженное для того, чтобы отнести его к тому или другому отделу. Но всех противоречий и путаницы, в которую впали психологи, можно бы было избежать, если бы основное разделение области чувств было правильно. 'А' и 'не-А' — вот единственное логическое разделение. Патанджали абсолютно прав, когда делит все вритти на тягостные и не тягостные.
Всё же есть психологическое основание, почему следовало бы говорить: 'удовольствие и страдание', хотя это разделение и нелогично. Причина такой классификации в том, что слово 'удовольствие' и слово 'страдание' выражают два основных состояния различия, но не в 'Я', а в проводниках, в которых пребывает это 'Я'. По природе своей беспредельное 'Я' не перестает нажимать, если можно так выразиться, на все пределы, которые ограничивают его. Если эти ограничения поддаются постоянному давлению 'Я', мы испытываем 'удовольствие', если же они не поддаются или еще более сжимаются, мы испытываем 'страдание'. Они не столько состояния самого 'Я', как состояния его оболочек, и эти их состояния вызывают известные перемены в сознании. Удовольствие и страдание принадлежат 'Я' в его целом, а не его аспектам, взятым в отдельности. Если удовольствие и страдание отнести исключительно к природе желания, возникает возражение: 'Но ведь в деятельности познавательной способности можно испытать интенсивное удовольствие. Когда происходит творческий процесс ума, испытывается большая радость, а между тем эта творческая способность не может быть никоим образом причислена к области желания'. Ответ на это: 'Удовольствие, радость принадлежать 'Я' как целому; когда его проводники уступают