относиться с полным вниманием. Не позволяйте вашей мысли отходить от того, что вы делаете; все равно, какое бы из дел ни было — подсчет ли цифр, чтение ли книги или что-либо другое. Важно состояние вашего ума, а не предмет занятия. Только таким способом возможно научиться сосредоточению; устремлять ваш ум неуклонно на избранное занятие до тех пор, пока вы его не кончите. Упражняйтесь таким образом в течение нескольких месяцев, и вы удивитесь, до какой степени вам станет легко сосредоточивать вашу мысль. Мало того, ваше тело научится многое делать автоматически. Если вы заставите его делать что-либо регулярно, оно — после некоторого времени — начнет исполнять то дело по собственному побуждению, и тогда вы убедитесь, что можете выполнять две или три задачи одновременно. Так, в Англии женщины очень любят вязать; вначале, когда девочка учится вязанию, они должна быть очень внимательной к движению своих пальцев, иначе она наверно ошибется. Но по мере того, как она продолжает день за днем упражняться, сами пальцы привыкают относиться внимательно к работе без её вмешательства, и тогда она может предоставить работу им, а сама может направить свои мысли на что-нибудь другое. Вы можете приучить ваш ум так же, как девочка приучает свои пальцы. Он также может работать автоматически, а ваше высшее сознание может сосредоточиться на Высшем, в то время как низшее сознание будет исполнять свою работу в совершенстве, благодаря пройденной тренировке, Такого рода упражнения создадут нужные для вас качества и сделают вас пригодным для плодотворного изучения йоги.
Препятствия на пути йоги
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению свойств, необходимых для упражнения в йоге, остановимся на препятствиях, мешающих этим упражнениям.
В изложении Патанджали первым препятствием является болезнь. Если у вас слабое здоровье, вы не годитесь для йоги; она требует здорового тела, ибо упражнения эти соединены с большим физическим напряжением. Затем: слабость ума; йога требует энергичного бодрого мышления. Затем: сомнение; вы должны иметь решительную волю, способную на решительные действия. Затем: небрежность. Это — одно из главных затруднений для начинающих, которые привыкли к неаккуратности. Также и лень: ленивый не может быть йогом; если он инертен, не способен сделать над собой усилие, можно ли ожидать от него тех отчаянных усилий, которые необходимы на этом пути? Затем — наклонность к светской жизни есть также препятствие. Умственные заблуждения, неверная оценка вещей, признание незначительного значительным служат также большим препятствием.
Одно из главных качеств, признак пригодности для йоги — это правильное понятие. 'Правильное понятие' означает точное соответствие мысли с внешней правдой, чтобы мысль человека совпадала в точности с фактом; пока человек не обладает правдивостью, йога для него невозможна. И, наконец, непостоянство есть непреодолимое препятствие для йоги; даже самое малое количество непостоянства несовместимо с йогой. Непостоянный человек не может быть йогом.
Качества, содействующие йоге
Может ли каждый человек упражняться в йоге? Нет. Но каждый хорошо воспитанный, культурный человек может готовить для себя эту возможность в будущем. Для быстрого успеха необходимо обладать особыми способностями, как это необходимо и для всех остальных достижений. Любую науку можно изучать, не имея особых для нее способностей, но чтобы стать знаменитым ученым, необходимо обладать этими способностями. Тоже и с йогой. Каждый умственно одаренный человек может получить пользу, упражняясь в йоге, но не обладая определенными способностями, он не может рассчитывать на полный успех в этой своей жизни. И это не может быть иначе, потому что, как каждое специальное знание, чтобы достигнуть в нем большого успеха, требует особых способностей, так и 'Наука всех наук' требует от изучающих её известных свойств.
Предположим, что вы стремитесь быть математиком. Если у вас нет соответствующих способностей, вы не можете стать великим математиком; но это не значит, что вы не можете изучать эту науку. Чтобы стать великим математиком, вы должны родиться с особыми способностями, которые вы приобрели в ваших прежних жизнях, упражняясь в математике. То же относится и к йоге. Каждый может начать упражняться в этом направлении, без этого предварительного упражнения нельзя стать истинным йогом.
Чтобы достигнуть успеха в йоге, нужно обладать тремя свойствами. Первое из них — сильное желание. 'Желайте пламенно'. Такое желание необходимо для того, чтобы разбить цепи желаний, привязывающие