лице: 'Я есмь то, что я есмь'. Но будь внимательна: недостаточно
ни думать, что ты есть, ни чувствовать это; ты должна быть тем, что
ты есть в своем истинном внутреннем 'я'. Такова задача твоей
концентрации перед посвящением'.
Так я вступила в долгую полосу моей жизни, посвятив себя этим двум
задачам: обретению собственной сущности и умению хранить молчание.
26. Древо познания добра и зла
Наконец, я овладела искусством хранить молчание, но при этом обнаружила,
что овладела также искусством речи. Ибо молчание означает отсутствие
речи, а речь -- нарушение молчания, то есть молчание и речь --
две стороны одного и того же целого, наподобие двух сторон монеты,
которые нельзя разделить.
Когда в очередное посещение храма я сказала об этом Птахотепу, он
подтвердил, что я права и подвел меня к белой каменной стене. Указывая
на нее, он сказал: 'Ты не видишь на этой белой поверхности ничего,
но это Ничто содержит Все: сейчас то и другое образует полное единство,
до разделения которого в нем ничего нельзя различить. Теперь я рисую
здесь зеленой краской лист, форма листа уже существовала там, на камне,
но ты не могла опознать ее до того, как я сделал рисунок. И это потому,
что положительная форма листа и отрицательная природа фона находились
в покое, неподвижности, внутри друг друга. Они были совершенно идентичны.
Форма листа еще не отделилась от Всего, содержащегося в Ничто. Когда
же лист появился на стене, он отделился от Всего, и поэтому мог быть
узнан. И вот что очень важно: лист появился в зеленом цвете, это означает,
что он оставил позади себя во Всем свою форму в своем дополнительном
цвете, в данном случае красном, как свое невидимое изображение. Все,
что ты видишь вокруг, может быть узнано только потому, что отделилось
от своей дополняющей половины, которая осталась сзади, в невидимом,
непроявленном состоянии. Можно достичь знания только сравнивая две
стороны -- положительную и отрицательную, которые отделились друг
от друга. Пока они находятся вместе, покоясь друг в друге, ты ничего
не можешь узнать. Весь видимый мир познаваем лишь потому, что он выделился
из единства, в котором Ничто и Все покоятся одно в другом, единства,
которое мы называем Богом. Вещи вокруг нас познаваемы, так как положительное
кажется отделенным от отрицательного и мы можем их сравнить. Восприятие
возможно лишь при расколе единства на две половины: одну -- проявленную
и другую -- непроявленную, ее отражение и дополнение, так что обе
они познаваемы через сравнение.
Поэтому молчание не может существовать без речи. Когда ты говоришь,
негативная сторона слов, молчание, стоит позади в непроявленном состоянии,
а когда ты молчишь, непроявленной остается позитивная сторона молчания,
слова. Ничто не может проявиться и быть узнанным, если только его
противоположная, дополняющая половина не будет одновременно присутствовать
в непроявленном состоянии. Если проявляется положительная половина,
то отрицательная остается непроявленной и наоборот. Они обе связаны
навечно. Их разделение -- лишь видимость, так как даже если они
выпадают из всеединства, они никогда не существуют друг без друга.
Неразделимое божественное единство проявляет себя всегда и всюду:
даже в этом кажущемся разделении оно продолжает быть активным в виде
вездесущей силы притяжения между положительным и отрицательным. И
то и другое стремится вернуться к своему первоначальному состоянию
-- к божественному единству, и рано или поздно их соединение и
возвращение к божественному единству произойдет. Внутренняя сила,
присущая всему существующему и ведущая каждую созданную форму к
первоначальному состоянию, есть то, что мы называем Богом.
Все созданное, весь видимый мир вокруг нас подобен дереву. С правой
стороны оно приносит положительный, добрый плод, с левой -- отрицательный,
дурной. Но обе стороны принадлежат одному и тому же дереву, происходят
из одного и того же единства. Добро и зло возникают лишь при выделении
из единства, которое само по себе не злое и не доброе, но божественное.
Только через разделение возможно познание, значит, познаваемый мир
должен состоять из добра и зла. Если бы это было не так, его нельзя
было бы узнать, и он вообще не мог бы существовать.
Все сотворенное есть древо познания добра и зла! Но творец -- Бог
-- не половина, выпавшая из единства, Бог -- само это единство.
Он стоит над всеми сотворенными формами, отпавшими от единства, Он
-- Ничто, из которого