эти, эти чувства, открывающие доступ в страну счастья, каждая душа может приобресть, развить их в себе, ибо она содержит в себе нетленные ростки их. Вся длинная последовательность наших жизней, полных труда и усилий, не имеет иной цели, кроме той, как произвесть полный расцвет этих чувств внутри нас. Эта параллельная эволюция материи и духа, в ходе коей существо обретает свои органы, свои способности, строит себя из всевозможных материалов и непрестанно возрастает, указывает нам ещё и на общность, связующую вселенские силы, мир душ и мир тел. В особенности она показывает нам, какие богатства, какие неиссякаемые запасы существо может создать себе методичным и последовательным примененьем воли. Эта последняя становится верховной силой; это сама душа, проявляющая власть свою над низшими силами.
56Употребленье, коие мы даём нашей воле, лишь одно оно руководит нашим продвиженьем, подготовляет наше будущее, прибавляет нам сил или ослабляет нас. Нет ни случая, ни рока. Есть законы. Пользоваться, управлять одними, следовать другим — в этом тайна всякого величья и всякого возвышения. Уже и сейчас, свершенья, осуществлённые вокруг нас волей, потрясают воображенье мирян и вызывают удивленье учёных. И тем не менее всё это мелочи в сравненьи с результатами, получаемыми в высших средах, где все силы, покорные воле духа, сочетаются друг с другом и вступают во взаимодействие. И если, пребывая в таком настрое мыслей, мы устремим вниманье наше ввысь, то разве не удастся нам, по аналогии, составить себе какое-то отдалённое представленье о том, как Божественная Воля, воздействуя на космическую материю, может создавать солнца, определять орбиты миров, порождать вселенные? Да, воля, тренированная в направленьи добра и соответственно вечным законам, может свершать великие дела. Она также может много и для зла. Наши дурные мысли, нечистые желанья, преступные действия, отражаясь в окружающих нас флюидах, портят и искажают их, и соприкосновенье с ними сейчас же вызовет недомоганье или неприятные ощущения у тех, кто приблизится к нам, ибо всякий организм испытывает влияние окружающих флюидов. Точно также великодушные чувства, мысли любви, страстные призывы сразу же проникают в существ, находящихся рядом с нами, поддерживают их, оживляют. Таким именно образом объясняется та огромная власть, коей обладают над толпами великие миссионеры и избранные души, а также обратное влиянье людей злых, коие мы, правда, всегда можем отвратить противоположными воленьями и энергичным сопротивлением нашей воли. Более точное знанье сил, коими обладает душа, и уменье применять их на деле должны будут изменить самую суть наших склонностей и поступков. Зная о том, что дела и помыслы нашей жизни вписываются внутри нас неизгладимыми буквами, свидетельствуют в нашу пользу или против нас, мы станем уделять каждому из них более пристальное внимание. С этой же самой минуты мы приложим старанье к тому, чтоб развить наши скрытые возможности, к тому, чтоб воздействовать посредством их на разлитые в пространстве флюиды для очищенья их, преобразованья их на благо всех, к тому, чтоб создать вокруг нас чистую и ясную атмосферу, недоступную для порочных влияний. Дух бездействующий, коий поддаётся материальным влияниям, остаётся слабым, неспособным воспринять тонкие впечатления духовной жизни. После смерти он пребывает в полнейшем бездействии, и в далях пространства его одетые покровом чувства не прозревают ничего, кроме мрака и пустоты. Дух же деятельный, озабоченный развитьем своих способностей чрез постоянное пользованье ими, приобретает новые силы; взгляд его обнимает всё более широкие горизонты, круг отношений его постоянно расширяется.
1 Писатель Дэвид П.Хотч, став духом, дал в этой связи следующую рекомендацию: «Уходя из жизни, не ожидайте — потому что ожидание та же просьба — бессознательности и уничтожения. Вы не можете уничтожить ту единицу силы, которую вы собой представляете, но вы можете самовнушением усыпить её на долгое время. Уходите из жизни с твёрдой решимостью удержать своё сознание, и вы удержите его.» См. книгу Э.Баркер, «Письма живого усопшего». /Примеч.Й.Р./ 2 Тот, кто творит много зла, должен также творить много добра, ибо только так может он уравновесить своё зло, и тем самым облегчить свою участь. (Й.Р.) 3 Всё в этом мире устроено так, что всякое зло, нами содеянное, рано или поздно обращается против нас, и чем позже, тем хуже; и всякое добро, нами сотворённое, рано или поздно возвращается к нам, и чем позже, тем лучше. (Й.Р.) ----------------------------------
57