Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

Введение

БОНСКАЯ РЕЛИГИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Одним из первых о бонской религии писал Л. Уоддель, который

дал ей краткую характеристику в своей книге 'Тибетский

буддизм или ламаизм' [126 ]*. Уоддель писал, что до VII в.

н.э. тибетцы, не имевшие никакой цивилизации, были

последователями анимизма и диких ритуалов, то есть были

шаманистами, или, по-тибетски, бойцами [126, с. 19]. Те же

самые мысли повторяются в его статье, специально посвященной

бонской религии [125, 333-334]. По мнению Уодделя, тибетский

буддизм есть результат слияния двух религиозных направлений:

местного бона и индийского буддизма. Этот процесс начался в

VII в. н.э., а позднее, примерно в XI-XII вв., начался

процесс выделения из единого религиозного потока буддийских

направлений, школ и сект: выделились кадампа, кагьюпа,

ньингмапа, сакьяпа и другие [126, с. 55].

В 1950 г. немецкий исследователь тибетских религий X. Хофман

опубликовал свой труд 'Источники по истории тибетской

религии бон' [90]. В этой работе дана история бонской

религии, в основном по буддийским источникам, а также ее

описание на основе этих данных.

* Здесь и далее первое число в скобках означает номер

источника, приведенного в разделе 'Литература' данной

работы.

Хофман полагает, что главными бонскими богами являются Небо

и Земля. Кроме них существует масса самых разных духов:

духов гор, лесов, рек, озер и т.д., а также многочисленные

злые бесы. В бонской религии была и существует до сих пор

жреческая организация, представители которой общаются с

духами, заклинают, пытаясь умилостивить одних, и подавляют

других. Хофман, не отождествляя прямо бон с шаманизмом,

осторожно склоняется к тому, что в своем первоначальном или

древнем виде эта религия была анимистической, что было

свойственно многим первобытным народам. Он считает, что у

бона, исключая из него буддийские элементы, которые стали

вливаться в него, начиная с VII в. н.э., было много общего с

шаманизмом, понимая под последним первобытные религии урало-

алтайских народов [90, с. 197-210]. При этом автор не

допускает мысли о том, что дело, может быть, не в случайных

совпадениях, а в том, что у всех центральноазиатских народов

была одна, общая для них религия.

Говоря об истории бонской религии, автор данного

исследования указывает, ссылаясь на тибетские источники, на

районы, из которых эта религия могла проникнуть в Тибет:

страна Тагзиг (Таджик), под которой он понимает

мусульманские районы, примыкающие к Западному Тибету, тюрко-

монгольская страна Аша (к востоку от Тибета) и страна Шаншун

(Северо-Западный Тибет). В этой последней как раз где-то и

находилась легендарная страна Олмо - родина Шенраба,

основателя бонской веры.

По мнению Хофмана, местонахождение страны Олмо было

установлено проф. Туччи во время его экспедиции в Тибет в

1935 г. Центром этой страны, а следовательно, и бонской веры

оказывается район священного для тибетцев озера Манасаровар

в Западном Тибете. Но в средневековых тибетских источниках

страна Олмо упоминается часто как синоним Ирана. Это

противоречие решается автором просто и безо всяких

затруднений: под Ираном имеется, конечно, в виду

мусульманский мир, который подходил вплотную к Западному

Тибету [90, с. 213 ]. Сделав это остроумное предположение,

автор тем самым создал неразрешимое противоречие, а именно:

какое отношение имеет мусульманский мир к бону, если расцвет

последнего относится к первой половине VII в. н.э., а возник

он по крайней мере за пятьсот лет до этого, если не раньше?

В заключительной части своего исследования автор

рассматривает историю бонской церкви с VII в. до Нового

времени на общем фоне религиозной и политической борьбы в

Тибете [90, с. 210-243]. О предшествующем периоде ничего

определенного не сообщается по причине отсутствия каких бы

то ни было точных данных: письменность в Тибете появляется в

VII в. н.э., и только с этого времени начинаются вестись

хроники и фиксируются события, в том числе и предшествующие,

которые существовали до этого в устном виде.

Остальную часть книги Хофмана, не менее ее половины,

занимают извлечения из тибетских источников, главным образом

буддийских, в которых в той или иной степени содержатся

сведения, касающиеся бонской религии и ее истории. Отрывки

из тибетских оригиналов приводятся по-тибетски