Б.И.Кузнецов
Древний Иран и Тибет (История религии бон)
Введение
БОНСКАЯ РЕЛИГИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Одним из первых о бонской религии писал Л. Уоддель, который
дал ей краткую характеристику в своей книге 'Тибетский
буддизм или ламаизм' [126 ]*. Уоддель писал, что до VII в.
н.э. тибетцы, не имевшие никакой цивилизации, были
последователями анимизма и диких ритуалов, то есть были
шаманистами, или, по-тибетски, бойцами [126, с. 19]. Те же
самые мысли повторяются в его статье, специально посвященной
бонской религии [125, 333-334]. По мнению Уодделя, тибетский
буддизм есть результат слияния двух религиозных направлений:
местного бона и индийского буддизма. Этот процесс начался в
VII в. н.э., а позднее, примерно в XI-XII вв., начался
процесс выделения из единого религиозного потока буддийских
направлений, школ и сект: выделились кадампа, кагьюпа,
ньингмапа, сакьяпа и другие [126, с. 55].
В 1950 г. немецкий исследователь тибетских религий X. Хофман
опубликовал свой труд 'Источники по истории тибетской
религии бон' [90]. В этой работе дана история бонской
религии, в основном по буддийским источникам, а также ее
описание на основе этих данных.
* Здесь и далее первое число в скобках означает номер
источника, приведенного в разделе 'Литература' данной
работы.
Хофман полагает, что главными бонскими богами являются Небо
и Земля. Кроме них существует масса самых разных духов:
духов гор, лесов, рек, озер и т.д., а также многочисленные
злые бесы. В бонской религии была и существует до сих пор
жреческая организация, представители которой общаются с
духами, заклинают, пытаясь умилостивить одних, и подавляют
других. Хофман, не отождествляя прямо бон с шаманизмом,
осторожно склоняется к тому, что в своем первоначальном или
древнем виде эта религия была анимистической, что было
свойственно многим первобытным народам. Он считает, что у
бона, исключая из него буддийские элементы, которые стали
вливаться в него, начиная с VII в. н.э., было много общего с
шаманизмом, понимая под последним первобытные религии урало-
алтайских народов [90, с. 197-210]. При этом автор не
допускает мысли о том, что дело, может быть, не в случайных
совпадениях, а в том, что у всех центральноазиатских народов
была одна, общая для них религия.
Говоря об истории бонской религии, автор данного
исследования указывает, ссылаясь на тибетские источники, на
районы, из которых эта религия могла проникнуть в Тибет:
страна Тагзиг (Таджик), под которой он понимает
мусульманские районы, примыкающие к Западному Тибету, тюрко-
монгольская страна Аша (к востоку от Тибета) и страна Шаншун
(Северо-Западный Тибет). В этой последней как раз где-то и
находилась легендарная страна Олмо - родина Шенраба,
основателя бонской веры.
По мнению Хофмана, местонахождение страны Олмо было
установлено проф. Туччи во время его экспедиции в Тибет в
1935 г. Центром этой страны, а следовательно, и бонской веры
оказывается район священного для тибетцев озера Манасаровар
в Западном Тибете. Но в средневековых тибетских источниках
страна Олмо упоминается часто как синоним Ирана. Это
противоречие решается автором просто и безо всяких
затруднений: под Ираном имеется, конечно, в виду
мусульманский мир, который подходил вплотную к Западному
Тибету [90, с. 213 ]. Сделав это остроумное предположение,
автор тем самым создал неразрешимое противоречие, а именно:
какое отношение имеет мусульманский мир к бону, если расцвет
последнего относится к первой половине VII в. н.э., а возник
он по крайней мере за пятьсот лет до этого, если не раньше?
В заключительной части своего исследования автор
рассматривает историю бонской церкви с VII в. до Нового
времени на общем фоне религиозной и политической борьбы в
Тибете [90, с. 210-243]. О предшествующем периоде ничего
определенного не сообщается по причине отсутствия каких бы
то ни было точных данных: письменность в Тибете появляется в
VII в. н.э., и только с этого времени начинаются вестись
хроники и фиксируются события, в том числе и предшествующие,
которые существовали до этого в устном виде.
Остальную часть книги Хофмана, не менее ее половины,
занимают извлечения из тибетских источников, главным образом
буддийских, в которых в той или иной степени содержатся
сведения, касающиеся бонской религии и ее истории. Отрывки
из тибетских оригиналов приводятся по-тибетски