параллельным их переводом на немецкий язык [90, с. 243-423
].В 1956 г. вышла в свет популярная книга того же самого
автора 'Религии Тибета', в которой бонской религии отводится
значительное место [89, с. 115, 57-75, 76-104].
Принципиально новых данных о боне, сравнительно с
предшествующей книгой, в ней не содержится.
Характеристика бонской религии дается также в работе Р.А.
Стейна 'Тибетская цивилизация' [108]. Первое, на что
указывает автор: об истории этой религии нам известно очень
мало, а об особенностях ее трудно сказать что-либо
определенное. Что касается древнейшего периода этой религии,
то тут дело обстоит еще хуже. Можно только утверждать, что
эта религия не была в древнем Тибете единственной и что она
совсем не была примитивной [108, с. 193-194].
Стейн говорит, основываясь на тибетской традиции, что первый
правитель Тибета Някхри (хронология неизвестна, но,
вероятно, около I в. н.э. -
Б.К.) был признан в качестве царя бонскими жрецами разных
племен и областей. Этому царю приписывается покорение страны
Сумпа (Северо-Восточный Тибет), в которой господствовали
бонцы. В эпоху этого царя появляется 'религия богов', то
есть то, что мы называем боном. При потомках этого царя были
ophck`xem{ бонские жрецы из Ирана и страны Аша (тюрко-
монгольское государство в районе озера Хухунор), которые
устанавливали 'культ богов для живых и подавляли демонов для
умерших' [108, с. 195- 196]. В VII в. н.э. при царе
Сронцзангамбо положение бонцев было весьма прочным, а первое
притеснение бона относится к правлению царя Тисрондэцана
(VIII в.).
Касаясь вопроса о происхождении бона, Стейн пишет, что
существуют две тибетские версии относительно страны Олмо -
родины Шенраба, основателя бонской религии. Согласно одной
из них эта страна находилась в Шаншуне (Северо-Западный
Тибет), а согласно другой - в Иране. При этом Стейн не
обратил внимания на то, что тибетцы говорят о двух Шаншунах,
один из которых действительно находится в Тибете, тогда как
другой, родина Шенраба, - в Иране. Указывая на то, что в
бонской религии можно видеть иранские влияния, то есть
манихейские или гностические, Стейн все же считает, что
Индия дала бону гораздо больше, чем Иран или Гилгит [108. с.
200].
Замечание вполне справедливое, но имеющее отношение, как это
понимает и сам автор, только к бону в его позднем и
современном состоянии.
История рождения и жизни Шенраба, как указывает Стейн,
излагается в бонской сутре 'Зермиг', которая является точной
копией биографии Будды Шакьямуни. В бонском варианте
говорится о двух мирах света, белом и красном, которые
вселяются в родителей Шенраба. Согласно другой версии,
Шенраб спускается с неба на землю в виде радуги. Эти легенды
подтверждают свидетельства поздних источников, что бонцы
'любили небо'.
Некоторые из космогонических бонских представлений, по
мнению автора, ясно указывают на их иностранное
происхождение. Согласно одной из легенд, в мире, в котором
не было ни формы, ни реальности, появился между бытием и
небытием чудесный, или волшебный, человек, назвавший себя
Сотворенный, Владыка Бытия. В то время не было ни сезонов
года, ни небесных явлений, ни различия между днем и ночью.
Леса росли сами по себе, но не было никаких животных. Боги,
жившие вверху, не обладали могуществом, также и демоны, или
подземные боги. Затем появляются два луча света, белый и
черный, которые превращаются в два горчичных зерна: черное и
белое. Потом появляется черный человек по имени Черный ад.
Он, будучи творцом зла, отделяет день от ночи, посылает гром
и молнии, посылает болезни и демонов на людей, предписывает
всем убивать друг друга. Он - творец раздоров, борьбы и
войны. Он противостоит всему остальному миру и является
воплощением небытия. Вслед за ним появляется белый человек в
окружении света, который называется Владыка, Любящий Бытие.
Он олицетворяет собой добро и дает счастье всему миру.
Согласно другой легенде, царица демонов создала этот мир из
своего тела. Вершина ее головы - это небо, глаза - это
солнце и луна. Когда она их открывает, наступает день, а
когда закрывает, то - ночь, и т.д. В этих легендах, как
onk`c`er Стейн, можно видеть манихейские или гностические
влияния. Что же касается других, в которых, к примеру,
небытие и бытие создают яйцо, а из него, в свою очередь,
возникает мир, то они находят себе вполне ясные параллели в
древних индийских текстах [108, с. 209-210].
Подводя итог нашему обзору сведений о бонской религии в
европейских исследованиях,