приходится признать, что на
основе этих сведений трудно сказать о боне чтолибо
определенное. Особенно большое недоумение вызывают
сообщения, со ссылкой на тибетские источники, о двух
предполагаемых родинах бона: по одной версии как будто бы
это будет Северо-Западный Тибет, а по другойИран. Поэтому,
обращаясь к тибетским источникам за получением более
подробных сведений о бонской религии, попытаемся сначала
установить место возникновения этой религии, так как все
наиболее авторитетные тибетские источники единодушны в том,
что бонская вера появилась в какой-то чужеземной стране за
пределами собственно Тибета.
Глава 3
Зороастризм
Со времени Ксеркса начинается переломный момент в истории
маздаизма. Археологические исследования последних лет,
проводившиеся в Средней Азии, позволяют говорить о том, что
в первом тысячелетии до нашей эры происходят резкие сдвиги в
области идеологии. Это удается проследить по предметам
искусства, которые, возникнув в эпоху энеолита и бронзы,
внезапно исчезают в начале первого тысячелетия. Новые резкие
изменения происходят как раз в середине того же самого
тысячелетия, когда внезапно появляются новые предметы
искусства, терракотовые статуэтки людей и животных, которые
и по технике выполнения, и по художественной трактовке не
имеют ничего общего с тем, что когда-то было в эгом районе
[61, с. 159].
Вместе с тем в середине первого тысячелетия до нашей эры в
самой Персидс начинает получать распространение
монотеистическое направление маздаизма, связанное с именем
Заратуштры, синкретизм на основе древних иранских обрядов и
представлений и иудейского монотеизма.
Впервые на Западе имя Заратуштры упоминается Платоном (IV в.
до н.э.), которому также принадлежит утверждение о
существовании у персов 12-тысячелетнего цикла, первая
половина которого была отмечена появлением Заратуштры, тогда
как в конце второй появился сам Платон как воплощение и
преемник этого иранского учителя.
Утверждение Платона о глубокой древности Заратуштры, хотя и
было отчасти основано на подлинной иранской традиции, все же
нельзя принимать всерьез. Если Платон использовал легенду об
Атлантиде для развития своих философских и политических идей
об идеальном государстве, что представляется теперь
совершенно очевидным, то и предание о Заратуштре он
hqonk|gnb`k в необходимом для себя духе. Тем не менее,
многие из последующих ученых вплоть до наших дней склонны
были принимать его собственную интерпретацию легенд и
преданий за подлинную древнюю традицию, которую он якобы
сохранил.
Согласно античной традиции, первым греком и европейцем,
познакомившимся с учением магов, был Пифагор (ум. в начале V
в. до н.э.). В своих путешествиях он специально посетил
Вавилон, где занимался изучением философии. Там же он
познакомился с учителем Заратуштрой, с которым неоднократно
встречался и беседовал [76, I, с. 30].
Согласно вычислениям, проделанным сирийским писателем
Григорием Бар-Гебреем (Абулфарадж, родился в 1226 г. н.э.),
Заратуштра процветал во времена Камбиза (вторая половина VI
в. до н.э.), а так как Пифагор умер в начале V в. до н.э.,
то, следовательно, они жили в одну эпоху, и совсем не
исключено, что могли встречаться [76, с. 321.
Пифагор, как можно судить, действительно усвоил иранский
дуализм и некоторые религиозные принципы магов, весьма
вероятно, зороастрийского толка. Во ^яком случае ясно, что
пифагоризм никак нельзя вывести из античной традиции
философии. Согласно Пифагору, бог является единственным
принципом всего бытия, он - свет небесный, отец всего
сущего. Он создает все и всем руководит. Он - разум, жизнь и
движение всего бытия.
Причина зла лежит в материи, тогда как бог является благом.
В книге, приписываемой Оригену, толкующей о философских
направлениях, говорится о том же самом следующее: 'Пифагор
принял от Заратуштры, что есть два принципа у всех вещей:
один - мать, другой - отец; отец - это свет, а мать - это
мрак. От света исходит тепло..., жизнь, а от мрака
- холод...' [76, с. 32-33 ] и т.д.
Аналогичные сведения об учении Пифагора можно найти у его
учеников (Эмпедокл), что подтверждает подлинность античной
традиции о знакомстве Пифагора с маздаизмом, которое он мог
получить только личным путем. Но та же самая традиция
утверждает, что Платон получил сведения о Заратуштре и его
учении непосредственно от