учеников Пифагора, к которым он
даже предпринял далекое путешествие именно с целью изучения
маздаизма [76, с. 313]. А от кого еще он мог получить эти
сведения, да еще в искаженном виде?
У зороастрийцев действительно существовало представление о
двенадцатитысячелетнем цикле [32, с. 39], которое легло в
основу рассуждений Платона о давности жизни иранского
учителя. Согласно этому представлению, Ахурамазда определил
срок существования земного мира в двенадцать тысяч лет.
Последние три тысячи лет составляют эпоху Заратуштры,
который родился в самом начале этого последнего цикла.
Очевидна связь этих представлений с высказыванием Платона,
но не менее очевидно, что они даются у него в искаженном
bhde.
С античной традицией о времени жизни Заратуштры вполне
согласуется зороастрийская традиция. В сочинении 'Арда
Вираф' говорится, что пока не прошло трехсот лет от времени
жизни Заратуштры до Александра Македонского (IV в. до н.э.),
то религия была в чистоте [111, с. 141 ]. Указанные триста
лет, очевидно, число круглое и приблизительное, но все же
оно ближе к истине, чем фантастические двенадцать тысяч лет,
упоминаемые Платоном.
Зороастрийскую традицию о времени жизни иранского пророка
излагает Фирдоуси (935-1020) в 'Шахнамэ'. Его поэма восходит
к несохранившейся прозаической версии 'Книги царей',
основанной, в свою очередь, на каком-то пехлевийском
источнике. Согласно Фирдоуси, Заратуштра появляется в
царствование Гоштаспа (VI в. до н.э.), внук которого
отождествляется с Артаксерксом Долгоруким (464-425) и
поставлен в генеалогическую связь с последним Ахеменидом -
Дарием, убитым Александром Македонским [58, с. 34, 44-45].
Давность античных сведений об иранской религии несомненна, а
так как сохранившаяся иранская традиция относит время жизни
Заратуштры, независимо от античной, к той же самой эпохе, к
первым ахеменидам (Камбиз, Дарий, Ксеркс), то отсюда
следует, что Заратуштра жил не ранее VI в. и не позднее V в.
до н.э., что подтверждается историческими фактами, а также
данными истории маздаизма.
Теперь обратим внимание на некоторые стороны зороастризма.
Современные исследователи, хотя и очень осторожно,
склоняются к тому, что Заратуштра проповедовал идею единого
бога и отрицал все прочие божества иранцев, объявив их
демонами (дэвами). Во всяком случае, эта тенденция явственно
проступает в 'Гатах', древнейшей части 'Авесты' [50, с.
387].
По этому поводу И.М. Дьяконов пишет следующее:
'Несомненно, что в числе безымянно проклинаемых 'Гатами'
дэвов имелись и некоторые из божеств, впоследствии вошедших
в пантеон зороастризма. Мало того, 'Гаты' проклинают даже
поименно некоторых почитаемых героев индоиранской мифологии
(например, Йему) впоследствии пользовавшихся у зороастрийцев
большим почитанием' [50, с. 387].
Мне кажется, что есть основания считать, что популярнейшее и
одно из центральных божеств иранцев - Митра - тоже был
отнесен Заратуштрой к категории демонов. Если это так, и,
учитывая то, что по значению и по месту Митра был вторым
после Ахурамазды в традиционной иранской религии, то тогда
можно было бы подтвердить предположение, что сам Заратуштра
склонялся к монотеизму или даже полностью стоял на его
позициях. Более того, в этом случае можно было бы установить
связь его учения с так называемой 'реформой' Ксеркса, так
как только во времена этого царя Митра мог оказаться в числе
злых духов - дэвов. Разумеется, при этом мы исходим из того,
что Заратуштра имел какое-то отношение к 'Авесте'.
Согласно древним маздаистским мифам, Митра впервые
попробовал свои силы против Бога Солнца. Так как он, Митра,
проявил в этой битве свое превосходство, то Солнце
преподнесло и водрузило на его голову зубчатую корону,
излучающую свет, и заключило с ним союз. Затем Митра победил
быка - первое жертвенное животное, созданное Небесным Богом,
и заточил его в пещеру. Но бык вырвался из пещеры на свободу
и ринулся в бой против Митры. В этот самый момент солнце
отправило ворону в качестве вестника с посланием, в котором
содержалось согласие на убийство быка. Только тогда Митра
заколол его, принеся таким образом в жертву самое первое в
мире животное - первого в мире быка [81, с. 133-136].
Но, согласно 'Авесте', самый первый в мире бык, созданный
Премудрым Господом, был убит никем иным, как Ариманом, с
помощью злого духа (Vendidad, farg. XXI, 1) [115, I, с.
397]. Это вполне согласуется с общим отрицательным
отношением Заратуштры к кровавым жертвам. Во всяком случае
очевидно,