Б.И.Кузнецов

Древний Иран и Тибет (История религии бон)

популярная

богиня Анахита, ветер, духи воды, огня, светил.

К язатам примыкает особый класс существ, фраваши. Каждое

живое существо имеет свое фраваши, в том числе Ахурамазда и

все язаты. Эти фраваши заботятся о них и посвящают себя их

охранению. Эта душа, фраваши, отделяется от тела человека

только после смерти, но остается еще на три дня у головы

покойного. На третью ночь, когда загорается утренняя заря,

т.е. когда Митра прибывает на горы святого блаженства и

jncd` поднимается солнце, около души умершего появляется

персонификация его собственных деяний в виде юной прекрасной

девушки или безобразной старухи. Под охраной этих женских

гениев душа поднимается до моста Чинват, который ведет на

гору Гара-Березани, жилище Митры. Дела человека, хорошие или

плохие, взвешиваются самим Митрой, которому помогает

Справедливость и Повиновение божественным законам.

Далее, мост суживается до толщины волоса для грешника,

который низвергается в ад, и расширяется для праведной души,

которая преодолевает его при поддержке богов. Душа

поднимается сначала в место Благой мысли, потом в место

Благих слов и, наконец, в место Благих деяний. Эти три этажа

идентифицируются со сферами звезд, луны и солнца. Самые

совершенные [души ] попадают в Бесконечный свет (тиб. 'Od-

dpag-med), где находится Ахурамазда, где они и ведут

счастливую жизнь.

Ахурамазда создал мир и хотел сделать его хорошим. Пока он

не создавал мира, зла не было, но в тот самый день, когда

при создании мира творческий дух извлек из ничего материю и

пробудил силы, управляющие ею, действие и противодействие

этих сил породило злого духа Ангхро-Манью (Ариман). Злой дух

противопоставил шести Амсша-Спентам шесть духов, равных им

силою и могуществом, а в противовес язатам он создал дэвов,

или демонов, постоянно борющихся с природой и мешающих

правильному течению ее жизни. До появления Заратуштры

создания злого духа мужского и женского пола свободно жили

среди людей и даже вступали с ним в союзы (ср.: Бытие 6. 1-

2. 4). Заратуштра уничтожил их телесный облик, или оболочку,

и запретил им принимать другой браз, кроме образа животных.

Окончательное и полное спасение мира будет осуществлено

тремя пророками, исходящими от Заратуштры, которые сообщат

людям три новые книги закона. Тогда мрак исчезнет перед

светом, смерть перед жизнью, зло перед добром. Сам Ариман

будет вынужден признать превосходство Ахурамазды и

совершенство будет беспредельно.

Истинно добродетельным человеком считается тот, у кого

хорошие помыслы, слова и дела. Тот, кто вышел из этого

совершенного состояния, может снова вернуться к нему

посредством раскаяния и добрых дел. Добрые дела состоят в

уничтожении вредных животных: змей, лягушек, муравьев, в

превращении невозделанной земли в обработанные пашни, в

выдаче замуж здоровой девушки за праведного человека.

Тела умерших не разрешалось ни сжигать, ни погребать, ни

бросать в реку, так как тем самым можно было осквернить

огонь, землю, воду. Поэтому трупы относились в специально

отведенные для этой цели места, 'башни молчания', на

растерзание птицам.

В зороастризме есть понятие о рае и аде, в которые

соответственно

заслугам попадают люди после смерти [60, с. 499-5 II].

Гак как в зороастризме не было первоначально объяснения

того, откуда

воникли два противоположных начала, олицетворяемых в виде

dnap{u богов

и злых духов, то впоследствии появилась теория о том, что

они исходили от какой-то высшей силы, которую иногда

отождествляли с безграничным пространством, но чаще с

беспредельным временем (Зерван Акарана). Отметим попутно,

что по единодушному утверждению буддийских авторов, учение о

бесконечном времени (буддийская система Калачакры, т.е.

'Колеса времени') было заимствовано индийцами из Ирана, но в

самом Иране в сасанидский период оно было отброшено как

еретическое. Идеи зерванизма сохранились лишь в манихействе

и в других, признаваемых еретическими, учениях.

В заключение отметим некоторые общие моменты, сближающие

биографии Заратуштры и Шенраба.

Оба они происходили из царского рода и выступали, проповедуя

законы и

правила, от имени Ахурамазды, с которым имели общение. Если

Шенраба

благословляет на подвижническую деятельность среди людей не

кто иной,

как сам бог Митра, то, согласно легенде, рассказанной

греческим ученым

Порфирием (III в. н.э.), Заратуштра тоже был освящен (или

благословлен) тем же богом Митрой [80,1, с. 55 ]. Оба они

смертные люди, хотя и являются посланниками Премудрого

Господа.