Ле-Цзы
Небесная доля
Перевод В. В. Малявина
Глава I
Ле-цзы
жил в местечке Путянь — охотничьих угодьях царства Чжэн. В течение сорока лет
никто не обращал на него внимания, государь и его свита и благородные мужи царства
считали его обыкновенным простолюдином. Однажды в Чжэн случился голод, и Ле-цзы
задумал переехать в царство Вэй.
Ученики
сказали ему:
—Учитель, вы собираетесь уехать и не назначаете срока своего возвращения. Ваши
ученики осмелятся обратиться к вам с нижайшей просьбой: не соблаговолите ли
вы дать нам наставления до своего отъезда? Не доводилось разве учителю слышать
поучения премудрого Ху-цзы?
ИЛе-цзы, улыбнувшись, ответил им:
—Разве почтенный Ху-цзы говорил что-нибудь? Однако же я как-то слышал его разговор
с Бохунем-Безвест-ным и сейчас перескажу вам его. Вот что он сказал тогда:
“Существует
нерожденное и рожденное, изменяющееся и неизменное. Нерожденное может родить
рождающееся, неизменное может изменить меняющееся. Рождающееся не может не родиться,
изменяющееся не может не измениться — посему вечно есть рождение, вечно есть
изменение. То, что постоянно рождается и изменяется, не может не рождаться и
не изменяться во всякое время. Так следуют они круговороту сил Инь и Ян и четырех
времен года.
Нерожденное
непостижимо и само по себе.
Неизменное
уходит и возвращается.
Уходя
и возвращаясь,
Оно
движется по кругу без конца.
Непостижим
в единственен Путь —
измерить его нельзя.
А в “Книге Желтого Владыки” говорится:
Дух долины никогда
не умрет,
Назову его Сокровенною
Женщиной.
Врата Сокровенной Женщины
зовутся корнем Небес
и Земли.
Оно вьется без предела
и словно существует;
Пользуйся этим — и оно не иссякнет [2].
Следовательно,
то, что рождает вещи, само не рождается; то, что изменяет вещи, само не изменяется”
[3].
Ле-цзы
сказал:
“В старину
мудрые цари прозрели общую основу Неба и Земли в чередовании сил Инь и Ян. Но
ежели все обладающее формой родилось из бесформенного, от чего же родились
Небо и Земля? Я отвечаю: вначале была Великая Простота, потом появилось Великое
Начало, затем появилась Великая Основа, после чего появилась Великая Вещественность.
В Великой Простоте еще не было дыхания. Великое Начало было началом дыхания.
Великая Основа была началом всех форм. Великая Вещественность — начало всех
вещей. Дыхание, форма и вещь еще не отделились друг от друга, посему такое
состояние зовется хаосом. Хаос означает смешение всех вещей, еще не отделившихся
друг от друга. Всматривайся в него — и не увидишь, вслушивайся в него — и не
услышишь. Посему он зовется “простотой”. Простое не имеет ни формы, ни границ.
Претерпев превращение, оно стало Единым, а из Единого оно стало семью, семь
же превратилось в девять. На девятке превращения исчерпываются и снова приходят
к единице. А это Единое есть начало превращений всех форм. Чистое и легкое поднялось
вверх и образовало небо, грязное и тяжелое опустилось вниз и образовало землю,
а дыхание, пронизавшее то и другое, породило человека. Вот так Небеса и Земля
заключили в себе семя всего живого, и все сущее обрело жизнь”.
Ле-цзы
сказал:
“Небо и Земля не обладают полнотой свершения.
Многомудрые
мужи не обладают полнотой умения.
Иничто в целом мире нельзя использовать сполна.
Апосему
Назначение
Неба — рождать и укрывать.
Назначение
Земли — вскармливать и поддерживать.
Назначение
мудрых — наставлять и воспитывать.
Назначение каждой вещи
— вершить им уготованное.
Следовательно,
и у Неба есть свои недостатки, и у Земли есть свои преимущества, и у мудрых
есть свои промахи, а у каждой вещи есть своя правда. Почему так? Небо, рождая
и укрывая, не способно вскармливать и поддерживать. Земля, вскармливая и поддерживая,
не способна наставлять и воспитывать. Мудрый, наставляя и воспитывая, не способен
заставить вещи действовать вопреки своему назначению, а вещи, вершащие уготованное
им, не могут отринуть свое назначение. Посему в Небесном пути должно быть место
и силе Инь, и силе Ян, в учении древних мудрецов говорится и о человечности,
и о долге, а все сущее в мире, каково бы ни было его назначение, должно быть
то твердым, то мягким. Все сие соблюдает предписанное каждому место
и не уклоняется от него.
Посему есть
рожденное и Родитель рожденного, формы и Творящее