Правитель Ци пожалует мне какую-нибудь должность
и будет ожидать, что я успешно справлюсь со своими обязанностями. Вот что встревожило
меня.
—Прекрасное наблюдение! — воскликнул Бохунь-Безвестный. — Но даже если вы останетесь
дома, то другие люди будут докучать вам просьбами.
Некоторое
время спустя Бохунь-Безвестный пришел к Ле-цзы и у дверей его дома увидел множество
туфель, оставленных посетителями. Бохунь встал лицом на север, оперся на посох
и прислонился к нему щекой. Постояв так немного, он вышел, не сказав ни слова.
Привратник доложил об этом Ле-цзы. Тот бросился за ним вдогонку босиком, держа
туфли в руке, и догнал его уже у ворот.
— Поскольку
вы пришли ко мне, уважаемый, не соблаговолите ли вы дать мне наставление? —
обратился Ле-цзы к Бохуню-Безвестному.
— Довольно!
— ответил Бохунь-Безвестный. — Я уже сказал вам откровенно, что другие станут
докучать вам просьбами. Так оно и вышло. И дело не в том, что вы можете позволить
им делать это, а в том, что вы не можете запретить им поступать так. Для чего
вам общение с этими людьми, мешающее вашему спокойствию? Если вы хотите произвести
впечатление, это расстроит вашу внутреннюю гармонию и не принесет добрых плодов.
Никто из ваших приятелей не скажет вам ничего дельного, все их пошлые слова
— словно яд. Если мы не стараемся друг друга пробудить, как мы будем мужать?
[19]
Ян Чжу поехал
на юг и добрался до царства Пэй. Когда Лао-цзы уезжал на запад, в царство Цинь,
Ян Чжу вышел за город, чтобы поприветствовать его. Лао-цзы встал посередине
дороги, подняв взор к небесам, и сказал со вздохом:
—Когда-то я думал, что тебя можно чему-то научить, но сейчас я вижу, что это
невозможно.
ЯнЧжу ничего не ответил. Когда путники прибыли в его дом, он подал Лао-цзы полотенце,
гребень и таз с водой для омовения. Сняв туфли за дверью, он на коленях подполз
к Лао-цзы и сказал:
—Учитель, только что вы подняли свой взор к небесам и сказали: “Когда-то я думал,
что тебя можно чему-то научить, а сейчас вижу, что это невозможно”. Ваш ученик
хотел попросить вас разъяснить смысл этих слов, но вы все шли вперед, и я не
посмел обратиться к вам с вопросом. Теперь же осмелюсь спросить вас, в чем моя
ошибка?
Лао-цзы
ответил:
—Сколько высокомерия в твоем взгляде! Кто может ужиться с тобой?
Самая
чистая белизна кажется чуть запачканной,
В совершенной
добродетели как будто чего-то не хватает.
ЯнЧжу переменился в лице и сказал: “Почтительно слушаюсь!”
Прежде Ян Чжу
в каждой харчевне приветствовали и провожали жильцы, хозяин подавал ему сиденье,
хозяйка подносила полотенце и гребень, сидевшие в доме уступали место на циновке,
гревшиеся давали место у очага. Когда же он вернулся, постояльцы стали спорить
с ним за место на циновке [20].
Ян-цзы путешествовал
по царству Сун и остановился на ночлег в придорожной харчевне. У хозяина харчевни
было две наложницы: одна красивая, другая уродливая. С дурнушкой он обращался
почтительно, а с красавицей был груб. Когда Ян-цзы спросил о причине такого
поведения, малолетний сын хозяина ответил: “Красавица думает о себе, что она
красива, а мы не знаем, в чем ее красота. Дурнушка думает о себе, что она уродлива,
но мы не знаем, в чем ее уродство”.
— Запомните
это, ученики, — сказал Ян-цзы. — Если вы будете жить мудро, но не считать себя
мудрецами, вас всюду будут любить! [21]
В Поднебесном
мире есть Путь, благодаря которому всегда одерживают победу, и есть Путь, благодаря
которому не побеждают никогда. Первый зовется слабостью, второй зовется силой.
Узнать их легко, но люди не желают их знать. Поэтому древние говорили: “Сильные
стараются превзойти тех, кто слабее их, а слабые желают превзойти тех, кто сильнее
их”. Человек, старающийся превзойти тех, кто слабее его, оказывается в опасности,
когда он встречает того, кто сильнее его. Но человеку, который желает превзойти
того, кто сильнее его, ничто не угрожает. Есть изречение, гласящее: “Этим ты
побеждаешь свое тело и делаешь его своим слугой; этим ты заставляешь целый мир
служить себе”. Оно означает, что ты побеждаешь не других, а себя и ищешь должное
применение не другим, а самому себе.
Юй Сюн сказал:
Если
хочешь быть твердым, оберегай твердость мягкостью.
Если
хочешь быть сильным, поддерживай силу слабостью.
Когда
мягкое накапливается, появляется твердость.
Когда