Ле - Цзы

Небесная Доля

слабость накапливается, появляется сила.

Смотри,

как это скапливается, и ты постигнешь корень всех удач и бед.

Сильные

побеждают тех, кто слабее их, а когда они встречают равного,

они

не имеют преимущества.

Слабые

побеждают тех, кто сильнее их, и сила их неизмерима.

Лао-цзы сказал:

Если

войско могучее, оно погибнет.

Если

дерево сильное, оно сломается.

Мягкое

и слабое — это жизнь.

Твердое и сильное —

это смерть [22].

Человек может

быть подобен нам обликом, но ум его может не быть подобен нашему. Или он может

быть подо­бен нам умом и не быть подобным нам обликом. Мудрый предпочитает быть

подобным умом, а обыкновенные люди любят тех, кто похож на них обликом, и избегают

тех, кто на них не похож.

Всякий,

чей рост достигает шести вершков, у кого руки не похожи на ноги, на голове растут

волосы, а зубы спрята­ны во рту, зовется “человеком”, но у этого человека может

быть сердце дикого зверя. Однако ж люди все равно примут его как себе подобного.

Всякое существо, которое имеет крылья на спине или рога на голове, могучие клыки

и ост­рые когти, кто летает по воздуху или бегает по лесам, зовется “зверем”

или “птицей”, однако же у зверя и птицы тоже есть сознание, подобное человеческому.

И все-таки люди не сочтут их за подобных себе, потому что обликом они отличны

от людей.

Когда

Желтый Владыка бился с Яньди на равнине Фань-цюань, он поставил впереди медведей,

волков, леопардов и тигров, а знаменосцами у него были орлы, фазаны, коршуны

и кречеты. Вот что значит подчинять зверей и птиц силой. Когда Яо поручил Кую

заведовать музыкой, тот, ударяя в каменные пластины, заставлял зверей пускаться

в пляс, а стоило ему сыграть на свирели мелодию Сяо-шао, как пара фениксов прилетала

во дворец и исполняла танец. Вот что значит завораживать зверей и птиц музыкой.

Чем же сознание птиц и зверей отличается от человеческо­го? Поскольку они отличаются

от людей обликом и голосом, мы не знаем, как общаться с ними, но мудрый все знает

и все понимает, оттого он может привлечь к себе зверей и птиц и сделать их своими

слугами.

Сознание

зверей и птиц по природе подобно человечес­кому. Как и мы, они стремятся уберечь

свою жизнь, и им нет нужды для этого учиться у человека. Самец и самка спариваются,

мать и дитя тянутся друг к другу; они избе­гают ровных мест и селятся в недоступных

местах, не любят холода и радуются теплу. Они живут стаями, передвигаются строем,

детеныши держатся в середине, а взрос­лые — по краям; они ведут друг друга к воде

и зовут друг друга, когда находят пищу. В глубокой древности люди и звери жили

сообща, держались дружно. А во времена Пяти Царей и Трех Правителей животные

были напуганы и по­тому разбежались в разные стороны. А в наш смутный век они прячутся в норах и дуплах,

чтобы спасти себя.

Даже

и ныне в восточной стране Цзе многие люди понимают речь животных. Такое возможно

даже при наших ограниченных знаниях. Великие мудрецы древности знали обычаи

всех существ в мире и понимали голоса всех зверей и птиц. Они умели призывать

к себе животных и настав­лять их, словно людей. Истинные мудрецы способны общаться

с духами, призывать к себе людей со всех сторон света и собирать вокруг себя

и птиц, и зверей, и насекомых, а это означает, что между всеми существами мироздания

нет больших отличий в их сознании. Древние мудрецы зна­ли это, а потому не обходили

своими наставлениями никого из живущих в этом мире.

В царстве Сун

жил человек, который очень любил обезьян и держал у себя целые обезьяньи стаи.

Он мог читать мысли обезьян, и обезьяны тоже его понимали. Его семья жила впроголодь,

потому что он тратил все свои до­ходы на обезьян. В конце концов ему стало совсем

туго, и он решил давать обезьянам меньше корма. Опасаясь, что обезьяны взбунтуются,

он задумал обхитрить их.

Если я буду давать вам по три ореха утром и по четы­ре вечером, что вы скажете?

— спросил он обезьян. Обезьяны пришли в ярость. Тогда человек сказал:

А хватит ли вам, если я буду давать вам четыре оре­ха утром и три вечером?

Обезьяны

были очень довольны и быстро успокоились. Точно так же умный человек обманывает

глупого. Муд­рый своей мудростью заманивает простаков в клетку, точь-в-точь

как владелец обезьян поступает со своими живот­ными. Ничего не меняя ни по названию,

ни по сути, он умеет вызывать в других то радость, то гнев