слабость накапливается, появляется сила.
Смотри,
как это скапливается, и ты постигнешь корень всех удач и бед.
Сильные
побеждают тех, кто слабее их, а когда они встречают равного,
они
не имеют преимущества.
Слабые
побеждают тех, кто сильнее их, и сила их неизмерима.
Лао-цзы сказал:
Если
войско могучее, оно погибнет.
Если
дерево сильное, оно сломается.
Мягкое
и слабое — это жизнь.
Твердое и сильное —
это смерть [22].
Человек может
быть подобен нам обликом, но ум его может не быть подобен нашему. Или он может
быть подобен нам умом и не быть подобным нам обликом. Мудрый предпочитает быть
подобным умом, а обыкновенные люди любят тех, кто похож на них обликом, и избегают
тех, кто на них не похож.
Всякий,
чей рост достигает шести вершков, у кого руки не похожи на ноги, на голове растут
волосы, а зубы спрятаны во рту, зовется “человеком”, но у этого человека может
быть сердце дикого зверя. Однако ж люди все равно примут его как себе подобного.
Всякое существо, которое имеет крылья на спине или рога на голове, могучие клыки
и острые когти, кто летает по воздуху или бегает по лесам, зовется “зверем”
или “птицей”, однако же у зверя и птицы тоже есть сознание, подобное человеческому.
И все-таки люди не сочтут их за подобных себе, потому что обликом они отличны
от людей.
Когда
Желтый Владыка бился с Яньди на равнине Фань-цюань, он поставил впереди медведей,
волков, леопардов и тигров, а знаменосцами у него были орлы, фазаны, коршуны
и кречеты. Вот что значит подчинять зверей и птиц силой. Когда Яо поручил Кую
заведовать музыкой, тот, ударяя в каменные пластины, заставлял зверей пускаться
в пляс, а стоило ему сыграть на свирели мелодию Сяо-шао, как пара фениксов прилетала
во дворец и исполняла танец. Вот что значит завораживать зверей и птиц музыкой.
Чем же сознание птиц и зверей отличается от человеческого? Поскольку они отличаются
от людей обликом и голосом, мы не знаем, как общаться с ними, но мудрый все знает
и все понимает, оттого он может привлечь к себе зверей и птиц и сделать их своими
слугами.
Сознание
зверей и птиц по природе подобно человеческому. Как и мы, они стремятся уберечь
свою жизнь, и им нет нужды для этого учиться у человека. Самец и самка спариваются,
мать и дитя тянутся друг к другу; они избегают ровных мест и селятся в недоступных
местах, не любят холода и радуются теплу. Они живут стаями, передвигаются строем,
детеныши держатся в середине, а взрослые — по краям; они ведут друг друга к воде
и зовут друг друга, когда находят пищу. В глубокой древности люди и звери жили
сообща, держались дружно. А во времена Пяти Царей и Трех Правителей животные
были напуганы и потому разбежались в разные стороны. А в наш смутный век они прячутся в норах и дуплах,
чтобы спасти себя.
Даже
и ныне в восточной стране Цзе многие люди понимают речь животных. Такое возможно
даже при наших ограниченных знаниях. Великие мудрецы древности знали обычаи
всех существ в мире и понимали голоса всех зверей и птиц. Они умели призывать
к себе животных и наставлять их, словно людей. Истинные мудрецы способны общаться
с духами, призывать к себе людей со всех сторон света и собирать вокруг себя
и птиц, и зверей, и насекомых, а это означает, что между всеми существами мироздания
нет больших отличий в их сознании. Древние мудрецы знали это, а потому не обходили
своими наставлениями никого из живущих в этом мире.
В царстве Сун
жил человек, который очень любил обезьян и держал у себя целые обезьяньи стаи.
Он мог читать мысли обезьян, и обезьяны тоже его понимали. Его семья жила впроголодь,
потому что он тратил все свои доходы на обезьян. В конце концов ему стало совсем
туго, и он решил давать обезьянам меньше корма. Опасаясь, что обезьяны взбунтуются,
он задумал обхитрить их.
—Если я буду давать вам по три ореха утром и по четыре вечером, что вы скажете?
— спросил он обезьян. Обезьяны пришли в ярость. Тогда человек сказал:
—А хватит ли вам, если я буду давать вам четыре ореха утром и три вечером?
Обезьяны
были очень довольны и быстро успокоились. Точно так же умный человек обманывает
глупого. Мудрый своей мудростью заманивает простаков в клетку, точь-в-точь
как владелец обезьян поступает со своими животными. Ничего не меняя ни по названию,
ни по сути, он умеет вызывать в других то радость, то гнев