Ле - Цзы

Небесная Доля

— это призрак. Все, что произведено на

свет превращениями и получает свой образ от сил Инь и Ян, рождается и умирает.

А изменять формы вещей благо­даря знанию чисел и перемен зовется превращениями

призраков”. Искусство творца вещей измерить невозмож­но, достижения его глубоки,

так что трудно постичь его ра­боту и угадать, чем завершится она. Искусство

волшеб­ника, изменяющего облик вещей, легко увидеть, но дости­жения его поверхностны,

а потому работа его заканчивает­ся, едва начавшись. Только когда ты поймешь,

что достиже­ния волшебства не отличаются от череды рождений и смертей, я смог

бы обучать тебя своему искусству. И ты, и я — только призраки. Чему же тут учиться?

Лао

Чэн-цзы вернулся домой и стал размышлять над словами учителя Инь Вэня. Проведя

в размышлениях три месяца, он уже мог по своей воле появляться и исчезать, менять

местами времена года, вызывать грозу зимой, тво­рить лед летом, летающее делать

ползающим, а ползаю­щее — летающим. Но он за всю жизнь никому не раскрыл секрета

своего искусства, и последующие поколения так и не смогли перенять его.

Ле-цзы

сказал:

— Мудрецы,

умевшие поддерживать порядок в Подне­бесном мире, применяли свое учение тайно,

внешние же их деяния не отличались от деяний других людей. Доблести Пяти Владык

и достижения Трех Царей не были необходи­мы вследствие их необыкновенной мудрости

и мужества. Порой они достигали цели благодаря своему благотворному влиянию

— кто может измерить его?

Существует

восемь доказательств того, бодрствуем ли мы, и шесть способов подтвердить, не

спим ли мы. Каковы эти восемь доказательств? Первое — событие, второе — действие,

третье — приобретение, четвертое — потеря, пятое — печаль, шестое — радость,

седьмое — рождение, восьмое — смерть. Эти восемь предъявляются нам, когда наше

тело входит в соприкосновение с чем-либо. Что же такое шесть подтверждений?

Первое — обычный сон, вто­рое — тревожный сон, третье — сон, вызванный мыслями,

четвертое — сон, вызванный памятью, пятое — радостный сон, шестое — страшный

сон. “Эти шесть выявляются, когда дух входит в соприкосновение с чем-либо. Те,

кто не понимают, отчего происходят их чувства, не догады­ваются о причинах событий

в их жизни. А те, кто понима­ют, знают причины всех событий. А кто знает причины

событий, никогда не будет в недоумении.

Жизненная

сила в нашем теле, растекаясь или скапливаясь, возрастая или ослабевая, всегда

связана с Небом и Землей и откликается различным родам вещей. Когда в вас сильно

начало Инь, то вам снится, что вы плывете в пучине вод. Когда усиливается начало

Ян, вам снится, что вы идете через большой огонь. Когда Инь и Ян равно сильны,

вам снится, что вы убиваете или спасаете жизнь. Если днем переесть, то ночью

увидишь во сне, что даришь кому-то подарки, а если днем голодать, то ночью приснит­ся,

что подарки подносят тебе. Если страдать от голово­кружения, то во сне увидишь,

что паришь в воздухе. Если на душе тяжело, тогда тебе приснится, что ты тонешь

в воде. Когда во сне

нечаянно ляжешь на свой пояс, то приснится змея. А если во сне тебя клюнет птица,

приснит­ся полет. Когда станет темно, снится огонь. Когда хво­раешь, снится

еда. После пирушки одолевает печаль, после пения и танцев — плачешь.

Ле-цзы

сказал:

— Воспринятое

духом — это то, что случается во сне. Воспринятое телом — это то, что происходит

наяву. Поэтому то, о чем мы думаем днем, ночью мы видим во сне: так встречаются

тело и дух. Вот почему, когда дух сосредото­чен, мысли и сновидения сами собой

рассеиваются. Скоро­течные превращения всего сущего не могут объяснить те, кто

доверяются только пережитому наяву, и их не могут понять те, кто доверяют только

увиденному во сне. Нет, не напрасно было сказано, что настоящие люди древности

забывали о себе наяву и не видели снов, когда спали!

На

самом юге западного предела Земли есть страна, и где пролегают ее границы —

неведомо. Зовется она Гуман. Силы Инь и Ян там не соединяются, поэтому там нет

разли­чия между холодом и жарой. Там не светят ни солнце, ни луна, и поэтому

там нет различия между ночью и днем. Люди там не едят пищи и не носят одежды,

но все время спят, просыпаясь лишь раз в пятьдесят дней. Они считают действительным

то, что видят во сне, и не верят тому, что видят наяву.

Страна,

отстоящая на равные расстояния от всех четы­рех морей, зовется Срединным