— это призрак. Все, что произведено на
свет превращениями и получает свой образ от сил Инь и Ян, рождается и умирает.
А изменять формы вещей благодаря знанию чисел и перемен зовется превращениями
призраков”. Искусство творца вещей измерить невозможно, достижения его глубоки,
так что трудно постичь его работу и угадать, чем завершится она. Искусство
волшебника, изменяющего облик вещей, легко увидеть, но достижения его поверхностны,
а потому работа его заканчивается, едва начавшись. Только когда ты поймешь,
что достижения волшебства не отличаются от череды рождений и смертей, я смог
бы обучать тебя своему искусству. И ты, и я — только призраки. Чему же тут учиться?
Лао
Чэн-цзы вернулся домой и стал размышлять над словами учителя Инь Вэня. Проведя
в размышлениях три месяца, он уже мог по своей воле появляться и исчезать, менять
местами времена года, вызывать грозу зимой, творить лед летом, летающее делать
ползающим, а ползающее — летающим. Но он за всю жизнь никому не раскрыл секрета
своего искусства, и последующие поколения так и не смогли перенять его.
Ле-цзы
сказал:
— Мудрецы,
умевшие поддерживать порядок в Поднебесном мире, применяли свое учение тайно,
внешние же их деяния не отличались от деяний других людей. Доблести Пяти Владык
и достижения Трех Царей не были необходимы вследствие их необыкновенной мудрости
и мужества. Порой они достигали цели благодаря своему благотворному влиянию
— кто может измерить его?
Существует
восемь доказательств того, бодрствуем ли мы, и шесть способов подтвердить, не
спим ли мы. Каковы эти восемь доказательств? Первое — событие, второе — действие,
третье — приобретение, четвертое — потеря, пятое — печаль, шестое — радость,
седьмое — рождение, восьмое — смерть. Эти восемь предъявляются нам, когда наше
тело входит в соприкосновение с чем-либо. Что же такое шесть подтверждений?
Первое — обычный сон, второе — тревожный сон, третье — сон, вызванный мыслями,
четвертое — сон, вызванный памятью, пятое — радостный сон, шестое — страшный
сон. “Эти шесть выявляются, когда дух входит в соприкосновение с чем-либо. Те,
кто не понимают, отчего происходят их чувства, не догадываются о причинах событий
в их жизни. А те, кто понимают, знают причины всех событий. А кто знает причины
событий, никогда не будет в недоумении.
Жизненная
сила в нашем теле, растекаясь или скапливаясь, возрастая или ослабевая, всегда
связана с Небом и Землей и откликается различным родам вещей. Когда в вас сильно
начало Инь, то вам снится, что вы плывете в пучине вод. Когда усиливается начало
Ян, вам снится, что вы идете через большой огонь. Когда Инь и Ян равно сильны,
вам снится, что вы убиваете или спасаете жизнь. Если днем переесть, то ночью
увидишь во сне, что даришь кому-то подарки, а если днем голодать, то ночью приснится,
что подарки подносят тебе. Если страдать от головокружения, то во сне увидишь,
что паришь в воздухе. Если на душе тяжело, тогда тебе приснится, что ты тонешь
в воде. Когда во сне
нечаянно ляжешь на свой пояс, то приснится змея. А если во сне тебя клюнет птица,
приснится полет. Когда станет темно, снится огонь. Когда хвораешь, снится
еда. После пирушки одолевает печаль, после пения и танцев — плачешь.
Ле-цзы
сказал:
— Воспринятое
духом — это то, что случается во сне. Воспринятое телом — это то, что происходит
наяву. Поэтому то, о чем мы думаем днем, ночью мы видим во сне: так встречаются
тело и дух. Вот почему, когда дух сосредоточен, мысли и сновидения сами собой
рассеиваются. Скоротечные превращения всего сущего не могут объяснить те, кто
доверяются только пережитому наяву, и их не могут понять те, кто доверяют только
увиденному во сне. Нет, не напрасно было сказано, что настоящие люди древности
забывали о себе наяву и не видели снов, когда спали!
Насамом юге западного предела Земли есть страна, и где пролегают ее границы —
неведомо. Зовется она Гуман. Силы Инь и Ян там не соединяются, поэтому там нет
различия между холодом и жарой. Там не светят ни солнце, ни луна, и поэтому
там нет различия между ночью и днем. Люди там не едят пищи и не носят одежды,
но все время спят, просыпаясь лишь раз в пятьдесят дней. Они считают действительным
то, что видят во сне, и не верят тому, что видят наяву.
Страна,
отстоящая на равные расстояния от всех четырех морей, зовется Срединным