царством.
Она простирается на юг и север от Желтой Реки и на восток и запад от горы Тайшань
более чем на десять тысяч ли. Силы Инь и Ян пребывают в ней в согласии, поэтому
жара и холод равномерно сменяют друг друга. Тьма и свет в ней разделяются поровну,
поэтому дни и ночи сменяют друг друга. Среди ее жителей есть и умные, и глупые.
Все существа Земли здесь живут и плодятся, и имеются в наличии все искусства
и таланты. Чтобы надзирать за ними, есть правители и чиновники, чтобы поддерживать
их в жизни, есть обычаи и законы. Слова и деяния их невозможно ни пересказать,
ни сосчитать. Они спят и бодрствуют поровну, и они считают, что происходящее
с ними наяву истинно, а происходящее во сне — неистинно.
Насамом севере восточного предела Земли есть страна, которая зовется Фуло. Там
всегда жарко из-за избытка света солнца и луны, там не произрастают лучшие
злаки. Тамошние жители питаются кореньями и плодами и не умеют готовить пищу
на огне. От природы они грубые и жестокие, сильные притесняют слабых. Они чтут
лишь победителей и не признают справедливости. Они много бегают и редко отдыхают,
всегда бодрствуют и никогда не спят.
Инь в царстве
Чжоу управлял большим хозяйством. Его слуги, спешившие выполнить каждое его
приказание, трудились от зари до зари. Был среди них старый, выбившийся из
сил слуга, которому приходилось трудиться сверх меры. Утром он со стоном шел
на работу, вечером, вконец утомившись, крепко засыпал. Погрузившись же в сон,
он каждый раз видел себя правителем царства, вершащим дела государства, повелевающим
народом. Он развлекался как хотел, проводя время в пирах и прогулках, глядя
на празднества и представления. Его радости не было предела. Когда же он пробуждался,
то снова видел себя жалким прислужником.
Когда
кто-нибудь выражал ему сочувствие, видя, как он мучается, слуга отвечал:
—Жизнь человека длится сотню лет, и это время делится на дни и ночи. Днем я
простой слуга и жизнь моя тяжела, зато по ночам я живу как царь. На что же мне
жаловаться?
Авладелец хозяйства Инь был вечно занят хлопотами. В заботах о дарованном предками
наследстве он истощал силы тела и души. И каждую ночь, заснув, он видел себя
во сне рабом, которого подгоняют, дают самую грязную работу, ругают и бьют.
Он бредил и стонал во сне и лишь с приходом дня находил отдохновение. Опечаленный
этим, Инь попросил совета у друга, и тот сказал ему:
—Имея столь высокий титул и такое богатое наследство, вы намного превосходите
остальных. Когда вы видите себя во сне рабом, которого заставляют без отдыха
трудиться, то это судьба воздает вам то, чего вы лишены. Разве можно иметь все
сразу и во сне, и наяву?
Услышав
совет друга, Инь перестал перегружать работой своих слуг и сократил свои хлопоты.
С тех пор он почувствовал облегчение.
В царстве Чжэн
жил человек, который однажды пошел в лес за хворостом и наткнулся на испуганного
оленя. Он ударил оленя и убил его наповал. Опасаясь, что кто-нибудь это заметит,
он спрятал оленя во рву и прикрыл его хворостом. Но от радости он даже забыл,
где спрятал добычу, и решил, что все это случилось с ним во сне.
Подороге он сам себе рассказывал вслух про то, что с ним случилось. Слова его
услышал некий прохожий, который пошел в указанное им место и обнаружил оленя.
Когда этот прохожий пришел домой, он сказал жене:
—Какой-то дровосек во сне убил оленя, но забыл, где спрятал его, а я этого оленя
нашел. Поистине тот человек видел вещий сон!
—А может, это тебе приснилось, что тот дровосек убил оленя? — возразила жена,
— Откуда тут взяться дровосеку? Поскольку ты сам нашел оленя, то не лучше ли
сказать, что это ты видел вещий сон?
—К чему разбираться, кому приснился этот сон? Главное, что я добыл оленя!
Дровосек
тем временем вернулся домой, но никак не мог смириться с мыслью, что потерял
убитого им оленя. В ту же ночь он увидел во сне и место, где он спрятал оленя,
и человека, который забрал его. На следующее утро, руководствуясь своим сном,
он разыскал того человека, а потом пошел к судье, требуя, чтобы ему возвратили
оленя. Его отвели к главе судебного ведомства, который рассудил так:
—Если ты действительно поймал оленя, тогда ты напрасно называешь это сном. А
если ты убил оленя во сне, то нельзя говорить, что это было в действительности.
Тот человек на самом деле взял