формы, звуки и Озвучивающее
звуки, краски и Раскрашивающее краски, вкус и Творящий вкусы. То, что рождается
Родителем, умирает, но Родитель рождающего вовек не умрет. То, что сотворено
в форме, имеет облик, но Творящий формы никогда не проявляет себя. Что озвучено
в звуке, можно слышать, но Озвучивающее звуки вовек недоступно слуху. Что окрашено
в красках, можно видеть, но Окрашивающее краски недоступно зрению. То, что
имеет вкус, можно попробовать, но Творящее вкус вовек нельзя распознать. Все
это принадлежит Недеянию.
АНедеяние способно творить Инь, творить Ян,
смягчать
и укреплять,
удлинять
и укорачивать, делать круглым или квадратным,
убивать
или рождать, дарить тепло или холод,
держать
на плаву или топить,
исторгать
звук гун или звук шан [4],
выводить
вперед или прятать,
делать
черным или желтым,
творить
сладость или горечь, благоухание или вонь.
Оно ничего
не знает и ничего не умеет, а все же нет ничего, что бы оно не знало и не умело”.
Есть животное
шаньюань, которое зачинает само от себя, это называется лэй. Есть водоплавающая
птица, которая зачинает от взгляда, — это птица-рыболов. Среди морских черепах
есть только самки, а некоторые существа бывают только самцами: таковы маленькие
осы. В стране Сы женщины зачинают без совокупления с мужчиной. Хоу Цзи родился
от следа великана.
И Инь родился
в дупле шелковицы.
Изтеплой сырости рождаются стрекозы, из уксуса — насекомое сицзи.
Растение янси,
соединяясь со старым бамбуком, рождает существо пиннин, циннин рождает леопарда,
леопард — лошадь, а лошадь — человека. Человек же со временем возвращается
в зародыши. Все сущее в мире выходит из зародышей и в зародыши возвращается
[5].
Направляясь
в царство Вэй, Ле-цзы присел закусить на обочине и заметил валявшийся в траве
столетний череп. Ткнув его палкой, он сказал ученику Байфэну:
— Только он
и я знаем, что ты никогда не рождался и никогда не умрешь. Вправду ли ему нужно
печалиться? Вправду ли нам нужно радоваться?
В семенах есть
мельчайшие зародыши. Когда они попадают в воду, они начинают расти. На границе
воды и суши они превращаются в лягушачью кожу. На берегу они становятся подорожником.
На навозе подорожник становится “вороньей лапкой”, а корни вороньей лапки превращаются
в древесных червей, листья же ее становятся бабочками. Бабочка превращается
в насекомое, которое выглядит так, словно сбросило свои чешуйки, живет под очагом
и зовется цюйдао. Спустя сто дней цюйдао превращается в птицу, которую называют
ганьюйгу. Слюна ганьюйгу становится сыми, а сыми превращается в насекомое илу,
которое водится в уксусе, а илу порождает насекомое хуанкуан. От хуанкуана,
живущего в уксусе, родится цзюю, от цзюю родятся комары, а от комаров — светлячки.
Баранья
печень превращается в вещество дигао. Кровь людей и коней превращается в блуждающие
огоньки; сокол превращается в ястреба, ястребы превращаются в кукушек, а те
в свое время снова становятся соколами. Ласточки превращаются в устриц, кроты
-— в перепелов, сгнившие тыквы — в рыб, порей — в петушиный гребень, старый
баран — в обезьяну, рыбья икра — в насекомых.
В“Книге Желтого Владыки” говорится:
“Когда
тело движется, оно приводит в движение не тело, а тень. Когда раздается звук,
он рождает не звук, а эхо. Когда Небытие претерпевает перемену, оно рождает
не Небытие, а нечто наличествующее”.
То, что обладает
формой, неизбежно придет к своему концу. Наступит ли конец для Неба и Земли?
Они прекратят свое существование вместе со мной. Но неведомо, прекратится ли
когда-нибудь сам конец. Наступит ли когда-нибудь конец Пути, если у него отродясь
не было начала? Как прекратится то, что по сути не существует?
Все
рожденное возвращается в нерожденное. Все обладающее формой возвращается в
бесформенное. Но нерожденное в сущности — это не то, что никогда не рождалось,
а бесформенное — это не то, что никогда не имело формы. Все рожденное должно
неизбежно прийти к своему концу. Все, что кончается, не может избежать своего
конца, подобно тому как все, что родилось, не может избежать своего рождения.
Следовательно, желать жить вечно и никогда не приходить к своему концу есть
великое заблуждение относительно своей судьбы.
Дух
принадлежит Небу, кости принадлежат Земле. То, что принадлежит Небу, чисто и
рассеянно. То, что