Ле - Цзы

Небесная Доля

формы, звуки и Озвучивающее

звуки, краски и Раскрашивающее краски, вкус и Творящий вкусы. То, что рождается

Родителем, умирает, но Родитель рождаю­щего вовек не умрет. То, что сотворено

в форме, имеет облик, но Творящий формы никогда не проявляет себя. Что озвучено

в звуке, можно слышать, но Озвучивающее звуки вовек недоступно слуху. Что окрашено

в красках, можно видеть, но Окрашивающее краски недоступно зре­нию. То, что

имеет вкус, можно попробовать, но Творящее вкус вовек нельзя распознать. Все

это принадлежит Не­деянию.

А

Недеяние способно творить Инь, творить Ян,

смягчать

и укреплять,

удлинять

и укорачивать, делать круглым или квадратным,

убивать

или рождать, дарить тепло или холод,

держать

на плаву или топить,

исторгать

звук гун или звук шан [4],

выводить

вперед или прятать,

делать

черным или желтым,

творить

сладость или горечь, благоухание или вонь.

Оно ничего

не знает и ничего не умеет, а все же нет ничего, что бы оно не знало и не умело”.

Есть животное

шаньюань, которое зачинает само от себя, это называется лэй. Есть водоплавающая

птица, ко­торая зачинает от взгляда, — это птица-рыболов. Среди морских черепах

есть только самки, а некоторые существа бывают только самцами: таковы маленькие

осы. В стране Сы женщины зачинают без совокупления с мужчиной. Хоу Цзи родился

от следа великана.

И Инь родился

в дупле шелковицы.

Из

теплой сырости рождаются стрекозы, из уксуса — насекомое сицзи.

Растение янси,

соединяясь со старым бамбуком, рож­дает существо пиннин, циннин рождает леопарда,

лео­пард — лошадь, а лошадь — человека. Человек же со вре­менем возвращается

в зародыши. Все сущее в мире выходит из зародышей и в зародыши возвращается

[5].

Направляясь

в царство Вэй, Ле-цзы присел закусить на обочине и заметил валявшийся в траве

столетний че­реп. Ткнув его палкой, он сказал ученику Байфэну:

— Только он

и я знаем, что ты никогда не рождался и никогда не умрешь. Вправду ли ему нужно

печалиться? Вправду ли нам нужно радоваться?

В семенах есть

мельчайшие зародыши. Когда они по­падают в воду, они начинают расти. На границе

воды и суши они превращаются в лягушачью кожу. На берегу они становятся подорожником.

На навозе подорожник ста­новится “вороньей лапкой”, а корни вороньей лапки пре­вращаются

в древесных червей, листья же ее становятся бабочками. Бабочка превращается

в насекомое, которое выглядит так, словно сбросило свои чешуйки, живет под очагом

и зовется цюйдао. Спустя сто дней цюйдао превра­щается в птицу, которую называют

ганьюйгу. Слюна ганьюйгу становится сыми, а сыми превращается в насе­комое илу,

которое водится в уксусе, а илу порождает насекомое хуанкуан. От хуанкуана,

живущего в уксусе, родится цзюю, от цзюю родятся комары, а от комаров — светлячки.

Баранья

печень превращается в вещество дигао. Кровь людей и коней превращается в блуждающие

огоньки; сокол превращается в ястреба, ястребы превращаются в кукушек, а те

в свое время снова становятся соколами. Ласточки превращаются в устриц, кроты

-— в перепелов, сгнившие тыквы — в рыб, порей — в петушиный гребень, старый

баран — в обезьяну, рыбья икра — в насекомых.

В

“Книге Желтого Владыки” говорится:

“Когда

тело движется, оно приводит в движение не тело, а тень. Когда раздается звук,

он рождает не звук, а эхо. Когда Небытие претерпевает перемену, оно рождает

не Небытие, а нечто наличествующее”.

То, что обладает

формой, неизбежно придет к своему концу. Наступит ли конец для Неба и Земли?

Они прекра­тят свое существование вместе со мной. Но неведомо, прекратится ли

когда-нибудь сам конец. Наступит ли ког­да-нибудь конец Пути, если у него отродясь

не было начала? Как прекратится то, что по сути не сущест­вует?

Все

рожденное возвращается в нерожденное. Все об­ладающее формой возвращается в

бесформенное. Но не­рожденное в сущности — это не то, что никогда не рожда­лось,

а бесформенное — это не то, что никогда не имело формы. Все рожденное должно

неизбежно прийти к сво­ему концу. Все, что кончается, не может избежать своего

конца, подобно тому как все, что родилось, не может из­бежать своего рождения.

Следовательно, желать жить веч­но и никогда не приходить к своему концу есть

великое заблуждение относительно своей судьбы.

Дух

принадлежит Небу, кости принадлежат Земле. То, что принадлежит Небу, чисто и

рассеянно. То, что