— ответил Ле-цзы. — Его глаза ничего
не видят, его уши ничего не слышат, его рот ничего не говорит, его поза никогда
не меняется. О чем мне с ним говорить? Однако ж я готов пойти вместе с вами
поглядеть на него.
Сними пошли еще сорок учеников. Тут они увидели, что Наньго-цзы и вправду был
страшен, как злой дух, и разговаривать с ним не доставляло удовольствия. Когда
же они взглянули на Ле-цзы, то увидели, что душа его словно покинула тело, и
говорить с ним тоже не было никакой возможности.
Внезапно
Наньго-цзы показал на какого-то человека в самом конце свиты Ле-цзы и заговорил
с ним так, словно перед ним стоял мудрейший и сильнейший муж. Все очень удивились
этому и на обратном пути только о том и говорили. Но Ле-цзы сказал им:
—Тут нет ничего удивительного. Тот, кто постигает смысл, ничего не говорит; тот,
кто обрел знание, тоже ничего не говорит. Но говорить посредством молчания
— тоже значит говорить, знать посредством незнания — тоже значит знать. Не должно
быть ни речи, ни молчания, ни знания, ни незнания. Однако же и это тоже речь,
тоже знание. Тогда не будет ничего несказанного и ничего непознанного. И в этом не будет ни
речи, ни знания. Только и всего. Чему же вы изумлялись?
Поначалу
Ле-цзы любил путешествовать. Ху-цзы спросил его:
—Что же вам нравится в странствиях?
— Удовольствие
от странствий в том, что ты все время видишь перед собой что-то новое, — ответил
Ле-цзы. — Другие люди отправляются в путешествие, чтобы полюбоваться видами,
а я путешествую для того, чтобы созерцать превращения вещей. Есть странствия
и странствия, и нужно еще поискать того, кто сможет разъяснить различие
между ними!
—Но разве вы путешествуете не так, как другие? Разве тут есть какое-то отличие?
Все, что мы видим перед собой, непрерывно изменяется. Вы наслаждаетесь созерцанием
перемен вокруг вас и не замечаете, что меняетесь сами. Вы увлекаетесь странствиями
во внешнем мире и не знаете, что такое созерцание внутреннего. Во внешних странствиях
мы ищем то, чего нам не хватает вовне, а посредством внутреннего созерцания
мы постигаем изобилие внутри себя. Первое — это несовершенный способ путешествия,
а второе — совершенный.
Стех пор Ле-цзы больше никуда не выезжал со двора, решив, что он и понятия не
имел о том, что такое настоящее путешествие. Ху-цзы сказал ему:
—Какое это совершенство — странствия! В совершенном странствии мы не знаем,
куда направляемся; в совершенном созерцании мы не знаем, на что смотрим. Посетить
все уголки мира без исключения, осмотреть все виды мира — вот что я называю
совершенным путешествием. Вот почему я говорю: “Какое это совершенство — странствия!”
Лун Шу сказал
врачевателю Вэнь Чжи:
—Ты постиг все тонкости своего искусства. Я нынче хвораю, можешь ли ты вылечить
меня?
—Только прикажите, — ответил Вэнь Чжи. — Но позвольте спросить, каковы признаки
вашей болезни?
—Я не считаю для себя почетом, если в округе меня хвалят, и не считаю позором
для себя, если все люди в царстве осуждают меня. Я не радуюсь, если достигаю
успеха, и не переживаю, если терплю неудачу. Я равнодушно взираю на жизнь и
смерть, богатство и бедность, на людей и свиней, на себя и других. В родном
доме живу как на постоялом дворе, на соседей смотрю как на дикарей из дальних
стран. Меня нельзя прельстить чином или наградой, нельзя запугать наказанием
и поборами, нельзя изменить благоденствием или смутой, выгодой или убытком,
нельзя взволновать радостями или печалями. Из-за этого я не могу служить государю,
ладить с родственниками и друзьями, наставлять жену и детей, повелевать слугами.
Что это за болезнь? Какое средство поможет исцелиться от нее?
Тут
Вэнь Чжи попросил Лун Шу встать спиной к свету, а сам отошел назад и издали
осмотрел Лун Шу. Потом он сказал:
—Н-да, я вижу ваше сердце. Его пространство величиною с вершок совершенно пусто
— вы почти мудрец! Шесть отверстий в вашем сердце соединены друг с другом, седьмое
же закупорено. Не потому ли вы думаете, что быть мудрецом — это болезнь? Мое
несовершенное искусство бессильно помочь вам.
Ни от чего
не происходит и существует вечно — таков Путь. Что живет в жизни и не погибает,
даже окончившись, — это постоянство. Принять смерть из-за жизни — это несчастье.
Иметь причину существования и постоянно умирать — это тоже Путь. Умереть, когда