приходит смерть, и, следовательно, окончить свое существование даже прежде срока
— это тоже постоянство. Обрести жизнь из-за смерти — это счастье. Поэтому жизнь,
которая ничему не служит, тоже зовется Путем. А обрести конец, пользуясь Путем,
тоже зовется постоянством. Бывает, что Путем зовется извлечение пользы из смерти,
а постоянством — обретение смерти благодаря Пути. Только заурядные люди поют
от радости, когда кто-то рождается, и рыдают, когда кто-то умирает.
Глаз
вот-вот ослепнет, если он может разглядеть даже кончик волоска.
Ухо вот-вот
оглохнет, если оно может расслышать даже полет комара.
Язык
вот-вот перестанет ощущать вкус, если он может отличить воду из реки Цзы от
воды из реки Шэн.
Нос
вот-вот утратит обоняние, если он может отличить запах гари от запаха гнили.
Ноги
вот-вот отнимутся, если человек бегает быстро.
Разум
вот-вот помутится, если он ясно отличает истину от лжи.
Авсе дело в том, что вещи не перейдут в свою противоположность, если не достигнут
предела.
В царстве Чжэн
было много достойных мужей в Пуцзэ и много искусных мужей в Восточном квартале.
Когда Байфэн, один из учеников Ле-цзы в Пуцзэ, шел по Восточному кварталу, ему
повстречался Дэн Си. Дэн Си оглядел шедших за ним учеников и сказал:
—Что вы скажете, если я заставлю людей, идущих нам навстречу, поплясать для нас?
—Мы хорошенько повеселимся, — ответили ученики. Тогда Дэн Си сказал Байфэну:
“Знаете ли вы разницу между тем, кого кормят, как отца, и тем, кого кормят,
как пса? Такие существа, как собака или свинья, не могут прокормиться сами,
поэтому люди держат их при себе и используют их для своих нужд. Если люди, подобные
вам, хорошо одеваются и вкусно едят, то это заслуга властей предержащих.
Вот вы, сгрудившиеся в кучу, молодые
и старые, возле кухни, — чем отличаетесь вы от собак и свиней?”
Байфэн
не ответил, но один из его учеников выступил вперед и сказал:
—Не слышали ли вы о том, как много умельцев в Ци и Лу? Некоторые из них искусны
в обработке глины и дерева, другие искусны в литье металла и выделке кож. Одни
умеют командовать войском, другие — приносить жертвы на алтарь предков. Всякие
таланты имеются в избытке. Но они не могут отдавать друг другу приказы и друг
друга поучать. Те, кто назначают их на должности, не имеют их знаний, те, кто
повелевают ими, не имеют их способностей, однако же благодаря им знания и способности
находят достойное применение. А мы как раз и даем советы властям предержащим.
Чем же вам гордиться?
Дэн
Си не нашел что сказать и, бросив взгляд на своих учеников, быстро удалился.
Правитель удела
Гунъи прославился среди знатных мужей своей силой. Правитель Танци доложил
о нем чжоускому царю Сюаню, и тот пригласил его ко двору со всеми почестями.
Когда правитель Гунъи прибыл, царь оглядел его и нашел, что он слишком хрупок.
В сердце его закрались сомнения, и он спросил:
—Какова твоя сила?
—Силы вашего слуги хватит на то, чтобы сломать лапку весеннего кузнечика и перебить
крылышко осенней цикады.
—У моих силачей, — сказал разгневанно царь, — достаточно силы, чтобы разорвать
носорога или тащить за хвост сразу девять буйволов! И все же они мне кажутся
слабыми. Как же ты смог прославиться своей силой в целом мире?
—Вы, ваше величество, задали прекрасный вопрос. Я вам расскажу все по порядку.
Ваш слуга учился у Шанцю-цзы, с которым не мог сравниться ни один силач в целом
мире. Однако его собственные родичи ничего не знали об этом, ибо он никогда
не показывал свою силу. Я служил ему, не жалея жизни, и он поведал мне:
Все
хотят узреть невиданное;
Смотри
на то, на что другие не глядят.
Все
хотят овладеть недоступным;
Умей делать то, чего
другие не умеют.
А посему тот,
кто хочет развивать свое зрение, начинает с того, что смотрит на повозку с
хворостом. Тот, кто хочет развивать свой слух, начинает с то/о, что слушает
колокольный звон. То, что не составляет трудности внутри, будет нетрудным и
снаружи. Сильный человек не встречает трудностей вовне себя, поэтому о нем
знают только в его собственной семье.
Если
мое имя получило известность среди правителей уделов, то лишь потому, что я
не послушался учителя и показал свою силу. Однако ж прославился я не потому,
что горжусь своей силой, а потому, что умею при менять ее. Разве это не лучше,
чем гордиться