Ле - Цзы

Небесная Доля

из вежливости отказываться и принял отречение.

Гуань Инь-цзы

сказал:

Если

в себе не имеешь, где пребывать,

Все

вещи откроются тебе.

Будь

текуч, как вода.

Будь

покоен, как зеркало.

Откликайся, словно

эхо [36].

Поэтому Путь

подобен всем вещам. Вещи могут идти против Пути, но Путь не может идти против

вещей. Тот, кто умеет жить в согласии с Путем, не смотрит глазами, не слушает

ушами, не думает умом. А тот, кто хочет постичь Путь посредством зрения и слуха,

чувств и знания, не достигнет желаемого.

Всматривайся

в него впереди —

И

он окажется позади.

Пользуйся

им — и он заполнит весь мир;

Пренебрегай им — и

никогда не отыщешь его.

Никакая мысль

не может сделать Путь несуществую­щим, и никакое отсутствие мысли не может сделать

Путь существующим. Постигнет его лишь тот, кто познает его в безмолвии и даст

ему созреть естественно.

Знать,

не питая страсти, и свершать, ничего не делая, — вот истинное знание и истинное

деяние. Отбрось невеже­ство — и как сможешь ты питать страсть? Отбрось сует­ность

— и как сможешь ты погрязнуть в делах? А быть подобным кому грязи или куче пыли

— не есть естествен­ность, даже если ничего не делать.

Глава V

ВОПРОСЫ ТАНА

[37]

Иньский

Тан спросил Цзи из рода Ся:

Всегда ли существовали вещи?

— Если когда-то

не было вещей, откуда взяться вещам сейчас? Согласитесь ли вы, если люди будущих

поколений скажут, что в наше время не было вещей?

В таком случае есть ли у вещей “прежде” и “по­том”?

Конец и начало всех вещей

Не

имеют одной точки отсчета.

Конец

одного — это начало другого.

Откуда нам знать, что

было прежде всего?

Но о том, что

пребывает вне вещей и что случилось прежде всех событий, я не ведаю.

В таком случае есть ли конец восьми сторонам все­ленной, зениту и надиру?

Этого я не ведаю.

Но

Тан настойчиво повторял свой вопрос, и Цзи про­должил:

Что отсутствует — то беспредельно, а что присутст­вует — имеет предел. Откуда

это известно?..[38] Однако же нет ничего бесконечного за

пределами того, что бесконечно, и ничего неисчерпаемого в том, что неисчерпаемо

[39]. Нет границы, но нет и безграничного.

Нельзя ничего исчерпать, но и нет ничего неисчерпаемого. Вот почему мы знаем,

что есть безграничное и неисчерпаемое, но не знаем, могут ли они быть ограничены

и исчерпаны.

Что же находится за пределами четырех морей?

То же, что и в Срединном царстве.

А как это доказать?

Я ездил на восток до области Ин: люди там были такие же, как здесь. Когда я

спросил, что находится на восток от Ин, то оказалось, что там было то же, что

и в Ин. Я ездил на запад до области Бинь: люди там были такие же, как здесь.

И когда я спросил, что находится на запад от Бинь, то узнал, что там было то

же, что и в Бинь. Вот отку­да можно заключить, что четыре моря, четыре предела

све­та и четыре края земли ничем не отличаются от того, что есть здесь. А посему

все содержит в себе нечто меньшее, а само помещается в чем-то большем, которое

не имеет ни конца, ни предела. Небо и Земля содержат в себе все сущее и сами

содержатся в чем-то, что вмещает в себя и тьму вещей,

и Небо с Землею, а потому не имеет ни конца, ни предела. Да и как я могу знать,

нет ли за пределами Не­ба и Земли еще больших Небес и Земли? Вот чего я тоже

не ведаю.

Получается,

что Небо и Земля — такие же вещи, как и то, что они содержат в себе. А каждая

вещь по-своему не­совершенна. Поэтому в старину Нюйва сплавила камни пяти цветов,

чтобы заделать провалы в небесах, и отрубила лапы у гигантской черепахи, чтобы

подпереть края небес. Потом, когда Гунгун бился с царем Чжуаньсюем за власть

в Поднебесной, он в ярости ударился о гору Щербатую и сломал Небесный столп,

порвал небесную сеть. По этой причине небо накренилось на запад, и солнце, луна

и звез­ды движутся в западном направлении. Земля же накрени­лась на восток, так что все реки текут в восточном

на­правлении.

Существуют ли вещи большие и малые, длинные и короткие, одинаковые и разные?

— спросил опять Тан.

К востоку от Бохая, на расстоянии в неведомо сколь­ко тысяч ли, есть в Великом

океане пропасть воистину без­донная. Зовется она “Входом в Пустоту”. В нее стекаются

все воды Восьми пределов света. Девяти областей и Небес­ной Реки [40]. Внутри нее есть пять гор, названия

которым Дайюй, Юаньцзяо,