из вежливости отказываться и принял отречение.
Гуань Инь-цзы
сказал:
Если
в себе не имеешь, где пребывать,
Все
вещи откроются тебе.
Будь
текуч, как вода.
Будь
покоен, как зеркало.
Откликайся, словно
эхо [36].
Поэтому Путь
подобен всем вещам. Вещи могут идти против Пути, но Путь не может идти против
вещей. Тот, кто умеет жить в согласии с Путем, не смотрит глазами, не слушает
ушами, не думает умом. А тот, кто хочет постичь Путь посредством зрения и слуха,
чувств и знания, не достигнет желаемого.
Всматривайся
в него впереди —
Ион окажется позади.
Пользуйся
им — и он заполнит весь мир;
Пренебрегай им — и
никогда не отыщешь его.
Никакая мысль
не может сделать Путь несуществующим, и никакое отсутствие мысли не может сделать
Путь существующим. Постигнет его лишь тот, кто познает его в безмолвии и даст
ему созреть естественно.
Знать,
не питая страсти, и свершать, ничего не делая, — вот истинное знание и истинное
деяние. Отбрось невежество — и как сможешь ты питать страсть? Отбрось суетность
— и как сможешь ты погрязнуть в делах? А быть подобным кому грязи или куче пыли
— не есть естественность, даже если ничего не делать.
Глава V
ВОПРОСЫ ТАНА
[37]
Иньский
Тан спросил Цзи из рода Ся:
—Всегда ли существовали вещи?
— Если когда-то
не было вещей, откуда взяться вещам сейчас? Согласитесь ли вы, если люди будущих
поколений скажут, что в наше время не было вещей?
—В таком случае есть ли у вещей “прежде” и “потом”?
—Конец и начало всех вещей
Неимеют одной точки отсчета.
Конец
одного — это начало другого.
Откуда нам знать, что
было прежде всего?
Но о том, что
пребывает вне вещей и что случилось прежде всех событий, я не ведаю.
—В таком случае есть ли конец восьми сторонам вселенной, зениту и надиру?
—Этого я не ведаю.
НоТан настойчиво повторял свой вопрос, и Цзи продолжил:
—Что отсутствует — то беспредельно, а что присутствует — имеет предел. Откуда
это известно?..[38] Однако же нет ничего бесконечного за
пределами того, что бесконечно, и ничего неисчерпаемого в том, что неисчерпаемо
[39]. Нет границы, но нет и безграничного.
Нельзя ничего исчерпать, но и нет ничего неисчерпаемого. Вот почему мы знаем,
что есть безграничное и неисчерпаемое, но не знаем, могут ли они быть ограничены
и исчерпаны.
—Что же находится за пределами четырех морей?
—То же, что и в Срединном царстве.
—А как это доказать?
—Я ездил на восток до области Ин: люди там были такие же, как здесь. Когда я
спросил, что находится на восток от Ин, то оказалось, что там было то же, что
и в Ин. Я ездил на запад до области Бинь: люди там были такие же, как здесь.
И когда я спросил, что находится на запад от Бинь, то узнал, что там было то
же, что и в Бинь. Вот откуда можно заключить, что четыре моря, четыре предела
света и четыре края земли ничем не отличаются от того, что есть здесь. А посему
все содержит в себе нечто меньшее, а само помещается в чем-то большем, которое
не имеет ни конца, ни предела. Небо и Земля содержат в себе все сущее и сами
содержатся в чем-то, что вмещает в себя и тьму вещей,
и Небо с Землею, а потому не имеет ни конца, ни предела. Да и как я могу знать,
нет ли за пределами Неба и Земли еще больших Небес и Земли? Вот чего я тоже
не ведаю.
Получается,
что Небо и Земля — такие же вещи, как и то, что они содержат в себе. А каждая
вещь по-своему несовершенна. Поэтому в старину Нюйва сплавила камни пяти цветов,
чтобы заделать провалы в небесах, и отрубила лапы у гигантской черепахи, чтобы
подпереть края небес. Потом, когда Гунгун бился с царем Чжуаньсюем за власть
в Поднебесной, он в ярости ударился о гору Щербатую и сломал Небесный столп,
порвал небесную сеть. По этой причине небо накренилось на запад, и солнце, луна
и звезды движутся в западном направлении. Земля же накренилась на восток, так что все реки текут в восточном
направлении.
—Существуют ли вещи большие и малые, длинные и короткие, одинаковые и разные?
— спросил опять Тан.
—К востоку от Бохая, на расстоянии в неведомо сколько тысяч ли, есть в Великом
океане пропасть воистину бездонная. Зовется она “Входом в Пустоту”. В нее стекаются
все воды Восьми пределов света. Девяти областей и Небесной Реки [40]. Внутри нее есть пять гор, названия
которым Дайюй, Юаньцзяо,