Ле - Цзы

Небесная Доля

кости, сочленения, кожа, зубы, волосы — все искусственное, но совсем как настоящее.

Когда же все эти части мастер соединил вновь, искусственный человек стал таким,

как прежде. Царь по­пробовал вынуть из него сердце — и человек не смог гово­рить.

Из манекена вынули печень — и он не смог видеть; из

него вынули почки — и он не смог ходить. Царь остался очень доволен и, вздохнув,

сказал:

Значит, человек своим искусством может сделать то же, что и сам Творец вещей!

Он

велел погрузить искусственного человека на повозку и взял его с собой.

Осадная

лестница Гуншу Баня, достигавшая облаков, и летающий змей Мо Ди казались им

высшим достижением человеческого искусства. Но когда их ученики Дунмэнь Цзя

и Цинь Гули прослышали о мастерстве Яньши и рас­сказали о нем своим учителям,

те до самой смерти больше не осмеливались хвастаться своими достижениями и всегда

носили с собой отвес и циркуль.

В

старину Гань Ин был непревзойденным стрелком из лука. Лишь натянет свой лук

— и звери ложатся, а птицы падают наземь. У Гань Ина был в учениках

Фэй Вэй, который своим искусством даже превзошел учителя. А у Фэй Вэя искусству

стрельбы учился Цзи Чан. Фэй Вэй сказал ему:

Ты должен научиться не моргать, прежде чем нач­нешь рассуждать об искусстве

стрельбы.

Цзи

Чан пошел домой, лег под ткацкий станок своей же­ны и стал глядеть, как снует

челнок. Спустя два года он уже не моргал, даже если его кололи в глаз шилом.

Цзи

Чан доложил Фэй Вэю о своем достижении, и тот сказал:

Этого еще недостаточно. Тебе нужно еще научиться смотреть, а уж потом можно

и стрелять. Научись видеть малое как большое, смутное — как ясное, а потом при­ходи.

Чан

подвесил у окна вошь на волосе яка и, повернув­шись лицом к югу, стал на нее

смотреть. Через десять дней вошь стала на его глазах увеличиваться в размерах,

а через три года он уже видел ее огромной, как тележное колесо, остальные же

предметы были для него величиной с холм или гору. Взял он лук, украшенный яньским

рогом, вло­жил в него стрелу пэн, выстрелил и пронзил сердце вши, а волос даже

не порвался.

Доложил

он об этом Фэй Вэю, и тот ударил себя в грудь, топнул ногой и воскликнул:

Теперь ты постиг искусство!

После

того как Цзи Чан постиг искусство Фэй Вэя, он решил, что теперь лишь один человек

в мире может сопер­ничать с ним в мастерстве, и тогда он задумал убить Фэй Вэя.

Они сошлись в чистом поле и стали друг в друга стре­лять, но их стрелы сталкивались

в воздухе и падали на землю, даже не поднимая пыли. Но тут у Фэй Вэя кончи­лись

все стрелы, а у Цзи Чана оставалась еще одна. Цзи Чан пустил ее, но Фэй Вэй

отразил ее колючкой с ку­старника.

Тут

оба мастера заплакали, отбросили луки, отвесили друг другу низкий поклон и попросили

считать друг друга отцом и сыном. Каждый поранил себе руку и поклялся на собственной

крови никому не передавать свое искусство.

Отца колесничего

Цзао звали Тайдоу. Когда Цзао начал учиться у него искусству управления колесницей,

он дер­жался крайне учтиво, но в течение трех лет Тайдоу ничего не говорил ему.

Он даже стал держаться с ним еще сдер­жаннее, но в конце концов дал ему такое

наставление:

В старинной песне говорится:

Сын хорошего лучника

должен начать с плетения

корзин.

Сын хорошего кузнеца

должен начать с шитья одежд.

Сначала посмотри,

как я бегаю. Сможешь бегать, как я, тогда сможешь держать в руке шесть пар вожжей,

управ­лять шестеркой коней.

Буду повиноваться любому вашему приказу.

Тут

Тайдоу поставил ряд столбов, удаленных друг от друга ровно на столько, чтобы

можно было прыгнуть с од­ного на другой, и стал бегать по ним туда и сюда и

ни разу не оступился.

Цзао

стал повторять за ним и через три дня овладел его искусством.

Да ты у меня способный! — воскликнул Тайдоу. — Быстро все сообразил! Управлять колесницей

— это то же самое. Когда ты бегал, ты откликался умом на

то, что чув­ствовал в ногах. Если применить это к управлению колес­ницей, то

это значит, что ты должен управлять вожжами там, где они соединяются с удилами,

натягивай их и ослабляй их в зависимости от угла губ коней. Должная мера в движениях

опознается умом, а осуществляется руками. Внутри постигаешь сердцем, вовне пребываешь

в согласии с бегом коней. Так ты сумеешь бросать коней вперед или отводить их

назад, словно по отвесу, делать повороты и