Ле - Цзы

Небесная Доля

Он стыдится того, что

еще не сравнился доблестями с Желтым Владыкой, и печалится о тех, кто хуже него.

Кто

делится с людьми благодатью жизни — тот мудрец.

Кто

делится с людьми богатством — тот достойный муж.

Тот,

кто кичится своим умом, никогда не завоюет серд­ца людей.

Тот,

кто, будучи мудр, умаляет себя, всегда привлечет к себе других.

Си

Пэн не захочет знать все о царстве. Он не захочет видеть все в собственном доме.

Если у вас нет никого на примете, возьмите лучше Си Пэна.

Это

не значит, что Гуань Чжун был предубежден про­тив Баошу Я и оказывал милость

Си Пэну. Он просто не мог относиться к ним иначе. Бывает так, что кого-то мы

по­началу привечаем, а потом отвергаем или, наоборот, сна­чала отвергаем, а

потом привечаем. Наши пристрастия не от нас зависят, а от обстоятельств.

Дэн

Си высказывал суждения, противоречащие друг Другу, а потом выдвигал бесчисленные

доказательства их истинности. Когда Цзы-Чань был первым советником в царстве

Чжэн, Дэн Си написал свод законов на бамбуко­вых планках, и государь выразил

свое согласие. Потом он стал обличать ошибки Цзы-Чаня, и Цзы-Чань согласился

с ним. Но вдруг Цзы-Чань велел его схватить и казнить.

Это

все не означает, что Цзы-Чань нарочно принял за­коны Дэн Си, что Дэн Си заставил

его признать свою вину или что Цзы-Чань нарочно казнил Дэн Си. Просто эти со­бытия

не могли не случиться — только и всего.

Родиться вовремя

и умереть вовремя — вот благослове­ние Неба. Не жить, когда время жить, и не

умереть, когда время умирать, — вот наказание Неба. Некоторые рождаются и умирают

в нужное время, а некоторые живут и умирают, когда не время жить или умирать.

Однако ни мы сами, ни другие люди не вольны давать нам жизнь, когда мы рождаемся,

или посылать нам смерть, когда мы уми­раем. И то и другое определено Судьбой,

и человеческое разумение не способно постичь это. Посему сказано:

Непостижимо,

сменяясь до бесконечности,

Они

идут сами собою Небесным Путем.

В

равновесии нескончаемый круг

Вращается

сам собою Небесным Путем.

Земля

и Небо не могут этому помешать,

Мудрецы

всех времен не могут это отрицать.

Духи

и демоны не могут это обмануть.

Быть

самим собой, как они есть, —

Вот

что влечет их вперед,

Что

дает им жизнь, дает им покой.

Провожает в конце и

встречает в начале.

Друг Ян Чжу

Цзи Лян заболел, и на десятый день ему стало совсем плохо. Его сыновья стояли

вокруг, рыдая и умоляя его послать за лекарем.

Как глупы мои дети! — сказал Цзи Лян, обращаясь к Ян Чжу. — Не споешь ли ты

им песню в поучение?

И

Ян Чжу запел так:

Что

даже Небу неведомо,

Как

поймет человек?

Добро

не от Неба исходит,

Не

человек творит зло.

Точно

ли ты и я не знаем?

Точно ли знают колдуны

и врачи?

Сыновья Цзи

Ляна ничего не поняли и пригласили-таки трех лекарей.

Одного

звали Чжао, второго — Юй, а третьего — Лу. Они стали щупать пульс больного и

определять его болезнь.

Лекарь

Чжао сказал Цзи Ляну:

В вас жар и холод, пустое и наполненное не нахо­дятся в равновесии. Болезнь

ваша от неправильного пи­тания, чрезмерного увлечения женщинами и утомительных

забот, а не от Неба или духов. Хотя она и тяжела, а выле­чить ее можно.

Это заурядный лекарь! — воскликнул Цзи Лян. — Пусть уходит прочь!

Лекарь

Юй сказал:

Когда вы еще были в утробе, у вашей матери было слишком мало жизненной энергии,

а после того, как вы родились, у вашей матери было слишком много молока. Болезнь

ваша возникла не за один день. Она накаплива­лась постепенно, и исцелиться от

нее нельзя.

Хороший врач! — сказал Цзи Лян. — Пусть останет­ся на обед.

Лекарь

Лу сказал:

Болезнь ваша не от Неба, не от людей и не от духов. С тех самых пор, когда вы

получили жизнь и тело, вы зна­ли, что это за сила, которая управляет ими. Разве

можно помочь вам целебными травами и каменьями?

Вот великий лекарь! — воскликнул Цзи Лян. —

Одарите его щедро.

А

в скором времени болезнь Цзи Ляна прошла сама собой.

Тот,

кто ценит жизнь, все равно не может ее сохранить. Тот, кто заботится о своем

теле, все равно не может ему помочь. Жизнь не станет короче, если ее не ценить.

Телу не станет хуже, если о нем не заботиться. А потому те, кто ценят жизнь,

часто теряют жизнь, а те, кто жизнь не ценят, часто не умирают; те, кто заботятся

о теле, часто не