Ле - Цзы

Небесная Доля

Получается, что, если слава настоящая, ты будешь беден,

а если слава ложная, ты будешь богат.

Действительность не имеет отношения к славе, а слава не имеет отношения к действительности.

Слава — это только обман. В старину Яо и Шунь сделали вид, что хотели передать

власть над миром Сюй Ю и Шань Цюаню, однако в действительности не сделали этого

и управляли Поднебесной еще сотню лет. А Бои и Шуци, которые и в самом деле

отказались от своего удела, довели свое царство до гибели и умерли с голоду

на горе Шоуян.

Вот

так раскрывается различие между действительным и лживым.

Ян

Чжу сказал:

“Сотня лет

— вот предел человеческой жизни, но до та­кого возраста не доживает и один человек

из тысячи. Но даже если кто-нибудь и доживет до ста лет, детство и старость

отнимут половину его жизни. Ночи, когда мы спим, и дни, которые проходят попусту,

отнимут половину остав­шегося срока. Страдания и недуги, тяготы и муки, печали

и лишения, заботы и страхи отнимут еще половину остав­шегося срока. А в оставшуюся

дюжину лет мы едва ли и час можем прожить в довольстве и веселье, не ведая забот.

Для

чего же тогда живет человек? В чем радости его жизни? Только в роскошных одеждах

и изысканных ку­шаньях, сладкозвучной музыке и прекрасных женщинах. Однако ж

невозможно иметь в достатке роскошные одежды и изысканные кушанья, нельзя всю

жизнь наслаждаться прекрасными женщинами и сладкозвучной музыкой. К то­му же

нас держат в узде законами и прельщают наградами, увлекают мечтой о славе и

пугают наказаниями. Бездумно соперничаем мы ради мимолетной похвалы и добиваемся

призрачной славы после смерти. Кланяясь направо и нале­во, мы стараемся угодить

другим, вслушиваемся в мнения света и боимся обнаружить наши собственные пристрастия.

Так мы лишаемся всех наслаждений в жизни и не можем хотя бы час прожить так,

как мы хотим. Чем же

мы отли­чаемся от преступников, закованных в цепи?

В

глубокой древности люди знали, что, рождаясь, мы на мгновение приходим, а умирая,

на мгновение уходим. Поэтому они жили, следуя велениям сердца, и не шли напе­рекор

своим природным желаниям. Они не отказывались от удовольствий жизни, и поэтому

их нельзя было соблаз­нить обещаниями славы. Они жили, давая волю своей природе,

не отвергали свойственных всем побуждений, не мечтали о посмертной славе, и

поэтому их нельзя было запугать наказаниями. Они не думали о том, будут ли их

хва­лить или ругать, много они прожили на свете или мало”.

Ян Чжу сказал:

“В

жизни все существа разные, а в смерти они все оди­наковы. В жизни бывают умные

и глупые, знатные и под­лые: так люди различаются между собой. В смерти они

смердят и гниют, разлагаются и исчезают: в этом они все одинаковы.

Однако

то, что мы бываем умными и глупыми, знатны­ми в презренными, зависит не от нас

самих, и не от нас за­висит то, что мы после смерти смердим и гнием, разлагаем­ся

и исчезаем. Следовательно, жизнь не делает нас живы­ми, а смерть не делает нас

мертвыми, умные не сами по себе умны, глупые не сами по себе глупы, знатные

не сами по себе знатны, а подлые не сами по себе подлы. Все суще­ства в мире

равно живы и мертвы, равно умны и глупы, равно

знатны и подлы.

Через

десять лет или через сто мы все умрем. Умирают и милосердный и жестокий, и мудрец

и невежа. В жизни — Яо и Шунь, после смерти — сгнившие кости. При жиз­ни — Чжоу

и Цзе, после смерти — сгнившие кости. А сгнившие кости все одинаковы, кто знает,

какая между ними разница? Так наслаждайтесь жизнью, пока живы, и не думайте

о том, что будет после смерти!”

Ян

Чжу сказал:

“Бои вовсе

не был лишен желаний, он воспитал в себе гордыню чистоты и поэтому уморил себя

голодом. Чжань-цзи вовсе не был лишен страстей, он взрастил в себе одержимость

праведным поведением и поэтому едва не погубил весь свой род. До чего они оба

были ослеплены ложью “чи­стоты” и “праведности”!”

Ян

Чжу сказал:

— “При жизни

друг друга жалеть, по смерти друг дру­га покидать” — в этой древней пословице

заключена исти­на. “Жалеть друг друга” не значит только сочувствовать другим.

Если человек устал, нужно дать ему отдохнуть, если он голоден, нужно накормить

его, если он замерз, нуж­но обогреть его, а если он попал в беду, нужно вызволить

его. “Друг друга покидать” не значит не скорбеть о покой­ном. Но не следует

одевать его в парчовые одежды, класть ему в

рот жемчуг