собрали средства, похоронили его и вернули имущество его детям и внукам.
Услышав
об этом, Цинь Гули сказал:
—Дуаньму Шу — безумец! Он опозорил своих предков.
АДуаньгань My, услышав об этом, сказал:
—Дуаньму Шу — мудрый человек, добродетелью превзошедший предков.
Все
его поступки, все содеянное им было удивительно для толпы, но тот, кто постиг
истину, их одобрит. Знатные мужи Вэй в большинстве своем живут сообразно правилам
благопристойности, оттого они и не могли постигнуть сердце этого человека.
Мэн
Суньян спросил Ян Чжу:
— Предположим,
есть человек, который ценит жизнь и бережет тело. Может ли он жить вечно?
—По закону природы бессмертия не бывает.
—А может ли он продлить свою жизнь?
—По закону природы нет и долгой жизни. Жизнь нельзя продлить тем, что ценишь
ее, здоровье нельзя сберечь тем, что заботишься о нем. Да и какой прок от долгой
жизни? Все наши чувства, наши пристрастия и наклонности таковы, какими они
были в старину. Опасности и удобства для нашего тела, радости и горести нашей
жизни, удачи и неудачи, благоденствие и смута в мире таковы, какими они были
и в старину. Все это мы уже видели, слышали, все испытали. Даже и сотни лет
достаточно для того, чтобы мы насытились жизнью. Неужто мы сможем и дальше нести
бремя этой жизни?
—В таком случае ранняя смерть лучше долгой жизни? — спросил Мэн Суньян.
— И стало быть, чтобы добиться
желаемого, нужно ходить по лезвию меча и ступать по остриям пик, бросаться в
кипящую воду или огонь?
—Нет. Пока ты жив, откажись от умствования, положись на свои природные влечения
и спокойно жди смерти. Пусть смерть свершит дело, ты же отрекись от умствований
и положись до конца на свою отрешенность.
Тогда
ничто не будет потеряно, ибо ты ни на что не будешь полагаться. К чему торопить
или задерживать события?
ЯнЧжу сказал:
“Бочэн
Цзыгао не помогал никому даже волоском. Он отрекся от престола и пахал землю в
глуши. Великий Юй не желал пользы для одного себя; он так трудился, укрощая
потоп, что тело его наполовину усохло. Люди в древности не согласились бы лишиться
даже одного волоска, чтобы принести пользу Поднебесному миру. А если им преподносили
всю Поднебесную, они ее не брали. Если бы никто не жертвовал волоском, если
бы никто не старался принести пользу Поднебесному миру, то в Поднебесной воцарился
бы мир”.
Цинь-цзы
спросил Ян Чжу:
— Если бы ты
мог помочь миру, отдав один волосок, сделал бы ты это?
—Миру, конечно, одним волоском не помочь, — ответил Ян Чжу [50].
—Но предположим, это было бы возможно. Тогда отдал бы?
ЯнЧжу не ответил.
Цинь-цзы
вышел и рассказал об этом разговоре Мэн Суньяну.
—Ты не понял мысли учителя, —
сказал Мэн Сунь-ян. — Позволь, я объясню тебе. Согласился бы ты поранить себе
кожу, чтобы получить десять тысяч золотых?
—Согласился бы.
—А согласился бы ты лишиться сустава, чтобы получить царство?
Цинь-цзы
промолчал.
—Волосок, конечно, меньше кожи, — продолжил Мэн Суньян, — а кожа меньше сустава.
Однако по волоску собирается кожа, а кожа, собираясь, образует сустав. Разве
можно пренебречь даже одним волоском, если он тоже — часть собственного тела?
—Мне нечего тебе возразить, — ответил Цинь-цзы, — но, если бы я спросил об этом
Лао-цзы и Гуань Инь-цзы, они бы сочли истинными твои слова, а если спросить
об этом Великого Юя или Мо-цзы, то они согласились бы со мной.
Тут
Мэн Суньян, повернувшись к своим ученикам, заговорил о другом.
ЯнЧжу сказал:
“Вмире всеобщее восхищение снискали Шунь и Юй, Чжоу-гун и Конфуций.
Всеобщее же
презрение к себе возбудили Цзе и Чжоу. Однако же Шунь пахал землю в Хэяне и
обжигал горшки в Лэйцзэ. Его руки и ноги не знали ни мгновения отдыха, его рот
и желудок не ведали вкусной пищи. Родители его не любили, братья и сестры относились
к нему, как к чужаку. Он женился только тридцати лет от роду и притом не испросил
согласия отца и матери. Когда Яо уступил ему престол, он был уже в преклонном
возрасте, и ум его утратил живость. Поскольку его старший сын, Шан-цзюнь, был
не способен к управлению, ему пришлось уступить престол Юю, после чего он и
окончил свои дни. Это был самый несчастный и неудачливый человек в целом мире.
Когда
Гунь взялся за укрощение потопа и его кропотливые труды оказались напрасными,
Шунь казнил его