Ле - Цзы

Небесная Доля

теплые дни, любил греть спину на солнце. Он

даже не знал, что в мире существуют просторные двор­цы и теплые покои, гладкие

шелка и мягкие меха. Однажды он сказал жене:

Никто не знает, как приятно греть спину на солнце. Пойду доложу об этом государю,

наверняка заслужу боль­шую награду!

А

его сосед, богатый человек, сказал ему:

Некогда жил человек, похожий на тебя. Он любил есть большие бобы, конопляные

семена, сельдерей и чече­вицу и стал расхваливать эти кушанья перед своими сосе­дями-богачами.

Отведали богачи его угощенье — и рты их словно огонь опалил, а животы у них

разболелись. Тут все стали насмехаться

над этим человеком, и ему стало очень стыдно.

Ян Чжу сказал:

“Большой

дом, роскошная одежда, изысканные яства, красивые женщины — если ты обладаешь

этими четырьмя вещами, чего еще желать в этом мире? А тот, кто, обладая этим,

хочет еще чего-то, потворствует алчности в себе. По­творствовать алчности —

значит тратить впустую свои жизненные силы”.

Преданности

недостаточно для того, чтобы уберечь государя от опасностей. Преданный человек

может лишь подвергнуть опасности себя. Исполнения долга недостаточ­но для того,

чтобы помочь людям. Исполняющий долг лишь мешает жить сам себе. Когда увидят,

что преданности недостаточно для того, чтобы уберечь от опасностей госу­даря,

добрая слава преданного исчезнет. Когда увидят, что исполнение долга недостаточно

для того, чтобы помочь людям, добрая слава мужа, исполняющего долг, перестанет

существовать. Правитель и подданные не подвергали себя опасностям, а люди друг

другу помогали — таков был Путь древности.

Юй-цзы

сказал:

“Тот, кто отказывается

от славы, не ведает забот. Лао-цзы говорил, что слава — это гость сущности.

Однако же неразумные люди вечно гонятся за славой. Действительно ли от славы

невозможно отказаться? Действительно ли имя — только гость сущности?

Ныне

добрая слава приносит почет и восхищение лю­дей. Отсутствие же славы делает

человека презираемым и ничтожным. Почет и восхищение доставляют нам удовольствие

и радость, позор и презрение несут нам скорби и муки. Скорби и муки противны

нашей природе. Удоволь­ствие и радость угодны нашей природе. Значит, все это

свя­зано с нашей сущностью. Как же можно отказаться от сла­вы? Как же можно

считать славу только гостем сущности? Нужно только избегать привязанности к

славе, что обреме­няет нашу сущность. Если вы привязаны к имени и тем обременяете

свою сущность, вы будете жить в постоянной тревоге и волнении. Тогда вам не

придется даже выбирать между удовольствием и скорбью, радостью и мукой!”

Глава VIII

РАССКАЗЫ

О СОВПАДЕНИЯХ [54]

Гуань

Инь сказал Ле-цзы:

— Будь твои

слова прекрасны или уродливы — таким же будет и их эхо.

Будь

человек высок или низок — такова же будет и его тень. Наша слава — эхо, наше

поведение — тень. А посему сказано:

Будь

осторожен в речах,

Ибо

кто-нибудь да примет их.

Будь

осмотрителен в поступках,

Ибо кто-нибудь да последует

им.

Поэтому мудрецы

созерцали явленное, дабы познать сокрытое; они созерцали прошлое, дабы познать

будущее. Таков закон “знания наперед”.

Мы

судим о вещах по собственному разумению, а под­тверждения находим в других.

Если человек любит меня, я тоже буду любить его. Если он ненавидит меня, я тоже

буду ненавидеть его. Тан и У стали государями, потому что они любили весь мир.

Цзе и Чжоу лишились престола, по­тому что они ненавидели целый свет. Таково

подтвержде­ние тому, что мы полагаем. Когда и разумение наше, и под­тверждение

ему очевидны, не действовать сообразно им — все равно что не желать проходить

через двери, когда ты покидаешь дом, или не идти по дорожке, когда ты прогули­ваешься.

Если вот так упорствовать, не будет ли затрудни­тельно извлечь для себя нечто

полезное?

Я

узрел это в доблестях Шэньнуна и Юя, нашел подтверждения этому в преданиях Шуня

и Ся, Шан и Чжоу, рассудил об этом в соответствии с речами образцо­вых ученых

и достойных мужей, и я не встретил случая, чтобы успех или неудача, возвышение

или упадок не под­тверждали эту истину [55].

Янь

Хой [56] спросил у Ле-цзы:

— Те, кто стремятся

постичь Путь, на самом деле хотят разбогатеть.

Я

могу разбогатеть, добыв себе жемчужину, зачем же мне постигать Путь?

Цзе и Чжоу ценили только собственные пристрастия и потому погибли, — ответил

Ле-цзы. — Как хорошо,