теплые дни, любил греть спину на солнце. Он
даже не знал, что в мире существуют просторные дворцы и теплые покои, гладкие
шелка и мягкие меха. Однажды он сказал жене:
—Никто не знает, как приятно греть спину на солнце. Пойду доложу об этом государю,
наверняка заслужу большую награду!
Аего сосед, богатый человек, сказал ему:
—Некогда жил человек, похожий на тебя. Он любил есть большие бобы, конопляные
семена, сельдерей и чечевицу и стал расхваливать эти кушанья перед своими соседями-богачами.
Отведали богачи его угощенье — и рты их словно огонь опалил, а животы у них
разболелись. Тут все стали насмехаться
над этим человеком, и ему стало очень стыдно.
Ян Чжу сказал:
“Большой
дом, роскошная одежда, изысканные яства, красивые женщины — если ты обладаешь
этими четырьмя вещами, чего еще желать в этом мире? А тот, кто, обладая этим,
хочет еще чего-то, потворствует алчности в себе. Потворствовать алчности —
значит тратить впустую свои жизненные силы”.
Преданности
недостаточно для того, чтобы уберечь государя от опасностей. Преданный человек
может лишь подвергнуть опасности себя. Исполнения долга недостаточно для того,
чтобы помочь людям. Исполняющий долг лишь мешает жить сам себе. Когда увидят,
что преданности недостаточно для того, чтобы уберечь от опасностей государя,
добрая слава преданного исчезнет. Когда увидят, что исполнение долга недостаточно
для того, чтобы помочь людям, добрая слава мужа, исполняющего долг, перестанет
существовать. Правитель и подданные не подвергали себя опасностям, а люди друг
другу помогали — таков был Путь древности.
Юй-цзы
сказал:
“Тот, кто отказывается
от славы, не ведает забот. Лао-цзы говорил, что слава — это гость сущности.
Однако же неразумные люди вечно гонятся за славой. Действительно ли от славы
невозможно отказаться? Действительно ли имя — только гость сущности?
Ныне
добрая слава приносит почет и восхищение людей. Отсутствие же славы делает
человека презираемым и ничтожным. Почет и восхищение доставляют нам удовольствие
и радость, позор и презрение несут нам скорби и муки. Скорби и муки противны
нашей природе. Удовольствие и радость угодны нашей природе. Значит, все это
связано с нашей сущностью. Как же можно отказаться от славы? Как же можно
считать славу только гостем сущности? Нужно только избегать привязанности к
славе, что обременяет нашу сущность. Если вы привязаны к имени и тем обременяете
свою сущность, вы будете жить в постоянной тревоге и волнении. Тогда вам не
придется даже выбирать между удовольствием и скорбью, радостью и мукой!”
Глава VIII
РАССКАЗЫ
О СОВПАДЕНИЯХ [54]
Гуань
Инь сказал Ле-цзы:
— Будь твои
слова прекрасны или уродливы — таким же будет и их эхо.
Будь
человек высок или низок — такова же будет и его тень. Наша слава — эхо, наше
поведение — тень. А посему сказано:
Будь
осторожен в речах,
Ибо
кто-нибудь да примет их.
Будь
осмотрителен в поступках,
Ибо кто-нибудь да последует
им.
Поэтому мудрецы
созерцали явленное, дабы познать сокрытое; они созерцали прошлое, дабы познать
будущее. Таков закон “знания наперед”.
Мысудим о вещах по собственному разумению, а подтверждения находим в других.
Если человек любит меня, я тоже буду любить его. Если он ненавидит меня, я тоже
буду ненавидеть его. Тан и У стали государями, потому что они любили весь мир.
Цзе и Чжоу лишились престола, потому что они ненавидели целый свет. Таково
подтверждение тому, что мы полагаем. Когда и разумение наше, и подтверждение
ему очевидны, не действовать сообразно им — все равно что не желать проходить
через двери, когда ты покидаешь дом, или не идти по дорожке, когда ты прогуливаешься.
Если вот так упорствовать, не будет ли затруднительно извлечь для себя нечто
полезное?
Яузрел это в доблестях Шэньнуна и Юя, нашел подтверждения этому в преданиях Шуня
и Ся, Шан и Чжоу, рассудил об этом в соответствии с речами образцовых ученых
и достойных мужей, и я не встретил случая, чтобы успех или неудача, возвышение
или упадок не подтверждали эту истину [55].
Янь
Хой [56] спросил у Ле-цзы:
— Те, кто стремятся
постичь Путь, на самом деле хотят разбогатеть.
Ямогу разбогатеть, добыв себе жемчужину, зачем же мне постигать Путь?
—Цзе и Чжоу ценили только собственные пристрастия и потому погибли, — ответил
Ле-цзы. — Как хорошо,