Ле - Цзы

Небесная Доля

было свое. Кто же

из них был прав, а кто заблуждался?

— На

берегу реки жил перевозчик, который привык к воде, отлично плавал в управлял

лодкой, — сказал в ответ Ян

Чжу. — Перевозя людей, он получал так много

денег, что мог прокормить сотню ртов. К нему, неся с собой кор­зинки с едой,

приходили учиться множество людей, но чуть ли не половина учеников тонет. Они

приходили, чтобы научиться плавать, а не тонуть. Выходит, то, что одному приносит

большую пользу, многим приносит огромный вред.

Синь

Ду-цзы промолчал и вышел вон, а Мэн Суньян стал его укорять:

Зачем ты задал такой темный вопрос? И почему учи­тель ответил так же странно?

Я ничего не понимаю!

— Наш

сосед потерял барана на большой дороге по­тому, что на ней было много развилок,

— ответил Синь Ду-цзы. — Ученики перевозчика лишились жизни

потому, что в учении много сторон. Корень учения один, но ветви его отстоят

далеко друг от друга. Чтобы не погубить себя и вернуть себе потерянное, нужно

вернуться к общему корню. Как прискорбно, что ты, состарившийся в его уче­никах,

не мог понять его рассказа!

Младший

брат Ян Чжу по имени Бу вышел на улицу, надев белое платье.

Внезапно

пошел дождь. Бу снял белое платье и одел черное. Когда он вернулся домой, собака

его не узнала и набросилась на него с лаем. Ян Бу рассердился и хотел прибить

собаку.

— Не

бей ее! — сказал Ян Чжу. —

Разве ты сам не уди­вился бы, если бы собака ушла белой, а пришла черной? Ты

поступил бы так же, как она.

Ян

Чжу сказал: “Добро творят не ради славы, но слава следует за добром. Славы желают,

не думая о наградах, но награда следует за славой. Награды желают, не думая

о соперничестве, но соперничество приходит вслед за на­градой.

Вот

почему благородный муж должен быть осмотри­тельным, когда он делает доброе дело”.

Некогда

жил человек, который утверждал, что знает секрет бессмертия.

Правитель

Янь послал за ним гонца, но гонец замеш­кался в пути, и тот человек умер, прежде

чем его нашли. Царь очень разгневался на гонца и хотел его казнить, но царский

советник сказал ему:

Люди больше всего страшатся смерти и превыше всего

ценят жизнь. Тот человек лишился собственной жиз­ни, как же мог он сделать вас

бессмертным?

И

царь не стал казнить гонца.

Некий

человек по имени Ци-цзы тоже хотел научиться бессмертию и, узнав, что человек,

знавший секрет бессмер­тия, умер, с досады бил себя кулаком в грудь. Узнал об

этом некто Фу-цзы и стал над ним смеяться:

Тот, кто, желая научиться бессмертию, огорчается, когда его учитель умирает,

сам не знает, чему хочет на­учиться!

Тогда

третий человек по имени Ху-цзы сказал:

— Фу-цзы

не прав. Бывает, что человек обладает зна­нием, но не умеет пользоваться им.

А бывает, что владею­щий искусством сам не знает его секрета. В царстве Вэй

жил человек, умевший хорошо считать. Перед смертью он поведал секрет своего

искусства сыну. Сын запомнил слова, но не знал, как применить их. Какой-то человек

стал его расспрашивать об этом, и он передал ему те слова. И тот человек научился

считать не хуже, чем это делал отец. По­чему в таком случае смертный человек

не может поведать секрет бессмертия?

Люди

Ханьданя на Новый год подносили Чжао Цзянь-цзы голубей, и тот в великой радости

щедро всех одаривал. Кто-то спросил Чжао Цзянь-цзы, зачем ему голуби.

Я проявляю милосердие — отпускаю птиц на волю в день Нового года.

— Все

знают о вашей страсти отпускать на волю птиц и потому наперебой ловят голубей,

убивая при этом множе­ство из них. Если вы хотите оставить голубей в живых,

уж лучше запретите ловить их. Если же вы будете отпу­скать на волю пойманных

птиц, то ваше милосердие не восполнит понесенных потерь.

Циский

царь Тянь, собираясь в путешествие, принес жертвы духам дорог и устроил пир

для тысячи гостей. Когда присутствующим стали подносить гусей и рыбу, царь оглядел

пирующих, вздохнул и сказал:

Как щедро Небо к народу! Для нас оно размножает злаки, плодит рыб и птиц.

Все

гости согласно откликнулись царю, словно эхо. Но тут вперед выступил двенадцатилетний

мальчик из семьи Бао и сказал:

— Неправда

ваша, государь. Все живые существа меж­ду Небом и Землей рождаются, как и мы,

но они не похожи на нас.

Ни одно из них не лучше другого. Просто более умные и сильные повелевают слабыми

и глупыми. Одни пожирают других, но не потому, что