Ле - Цзы

Небесная Доля

в виду последний период жизни

Конфуция, который стал временем его наибольших неудач, но и наибольшего величия.

[32] Имеются в виду три древнейших правителя

мира, согласно китай­ской традиции. В разных источниках к ним причисляются

различные лица. Чаще всего упоминаются Фуси, Шэньнуи и Нюйва.

[33] Говоря о мудреце в Западном крае,

Конфуций имеет в виду, вероятно, Лао-цаы, который, по преданию, в конце жизни

ушел на Запад и остался там навсегда. Некоторые толкователи усматривают здесь

намек на Будду.

[34] Смысл этой истории заключается в том,

что лучнику даже нет нужды целиться в хвост предыдущей стрелы, если он выпускает

стрелы непрерывно. Судя по замечанию комментатора “Ле-цзы” Чжан Чжаня (IV

в.), в его эпоху этот парадокс летящих стрел, составляющих одну большую покоящуюся

стрелу все еще пользовался популярностью.

[35] Приводимые здесь софизмы Гунсунь Луна

можно сопоставить со сходным перечнем, содержащимся в 33-й главе книги “Чжуан-цзы”.

В целом аргументация Гунсунь Луна основывается на противопостав­лении единичного

и всеобщего, состояния и качества, вещи и понятия. По Гунсунь Луну, всякое

понятие — и прежде всего понятия простран­ства и времени — внутренне противоречиво

и, следовательно, несостоя­тельно.

[36] Данное высказывание, приписываемое

Гуань Инь-цзы, встречает­ся также в тексте “Чжуан-цзы”.

[37]

Глава

V.

Вопросы Тана

Главная тема данной главы — критика ограниченности людского

“мнения” и всякого частного опыта, а равно и учения, исходящего из метафизической

идеи бесконечности. Общие положения этой критики содержатся в первом диалоге

Тана и Цзи, последующие же сюжеты можно рассматривать как иллюстрации к ним.

Отметим, что мотив “вопросов Тана” присутствовал и в книге “Чжуан-цзы”, хотя

в дошедшем до нас тексте книги он не сохранился.

[38] Вероятно, здесь из

текста выпало доказательство существования бесконечности. Комментатор Чжан

Чжань, по-видимому, восполняет эту лакуну, замечая в своих толкованиях: “Если

оно зовется отсутствием, как может существовать что-либо внешнее по отношению

к нему? Если оно зовется пустотой, как может оно

содержать что-либо в себе?” Ар­гументация Чжан Чжаня восходит к известному

тезису Хуэй Ши, сфор­мулировавшего понятия “предельно большого” и “предельно

малого”: “Предельно большое не имеет ничего вовне себя; предельно малое не

имеет ничего внутри себя”. Чжуан-цаы подверг критике и эти понятия, предлагая

вообще отказаться от интеллектуальных классификаций. Для даосов безгранична

лишь Великая Пустота, тела же (включая и “пре­дельно малое”) неисчерпаемы.

[39] Данное высказывание опровергает предыдущий

тезис о существо­вании беспредельного: бесконечное не может содержать в себе,

иметь своей частью еще одно бесконечное. Даосская мысль останавливается на

признании совместного существования ограниченного и безгранич­ного.

[40] Небесная

Река — Млечный

Путь.

[41]

Долина Юйюань —

место ночного отдыха солнца, согласно древ­ней китайской мифологии.

[42]

Тайсуй —

божество — повелитель времени в китайской мифоло­гии, отождествлявшееся с

Юпитером.

[43] Данное суждение содержится в “Моистском

каноне”, собрании сочинений последователей Мо Ди, где даются определения основных

по­нятий логики.

[44] В китайской традиции принята пятиступенчатая

музыкальная гамма, причем каждая нота (за исключением первой ноты гун)

ассоции­ровалась с определенным временем года. Высота ноты определялась системой

двенадцати полутонов, отождествлявшихся с двенадцатью ме­сяцами года. Воздействие

музыки на природный мир — популярная тема в древней китайской литературе.

[45]

Глава

VI.

Сила и Судьба

Тема этой главы — значение судьбы

в человеческой жизни — при­надлежит к числу традиционных тем даосизма и всей

китайской мысли. Для конфуцианцев судьба есть тот результат, или плоды человеческой

деятельности, который не зависит от желаний и усилий людей. Судьба, по убеждению

Конфуция, “ниспосылается Небом”. Последователи Мо Ди держались мнения, что

добрые или злые дела обязательно будут иметь