в виду последний период жизни
Конфуция, который стал временем его наибольших неудач, но и наибольшего величия.
[32] Имеются в виду три древнейших правителя
мира, согласно китайской традиции. В разных источниках к ним причисляются
различные лица. Чаще всего упоминаются Фуси, Шэньнуи и Нюйва.
[33] Говоря о мудреце в Западном крае,
Конфуций имеет в виду, вероятно, Лао-цаы, который, по преданию, в конце жизни
ушел на Запад и остался там навсегда. Некоторые толкователи усматривают здесь
намек на Будду.
[34] Смысл этой истории заключается в том,
что лучнику даже нет нужды целиться в хвост предыдущей стрелы, если он выпускает
стрелы непрерывно. Судя по замечанию комментатора “Ле-цзы” Чжан Чжаня (IV
в.), в его эпоху этот парадокс летящих стрел, составляющих одну большую покоящуюся
стрелу все еще пользовался популярностью.
[35] Приводимые здесь софизмы Гунсунь Луна
можно сопоставить со сходным перечнем, содержащимся в 33-й главе книги “Чжуан-цзы”.
В целом аргументация Гунсунь Луна основывается на противопоставлении единичного
и всеобщего, состояния и качества, вещи и понятия. По Гунсунь Луну, всякое
понятие — и прежде всего понятия пространства и времени — внутренне противоречиво
и, следовательно, несостоятельно.
[36] Данное высказывание, приписываемое
Гуань Инь-цзы, встречается также в тексте “Чжуан-цзы”.
[37]
Глава
V.
Вопросы Тана
Главная тема данной главы — критика ограниченности людского
“мнения” и всякого частного опыта, а равно и учения, исходящего из метафизической
идеи бесконечности. Общие положения этой критики содержатся в первом диалоге
Тана и Цзи, последующие же сюжеты можно рассматривать как иллюстрации к ним.
Отметим, что мотив “вопросов Тана” присутствовал и в книге “Чжуан-цзы”, хотя
в дошедшем до нас тексте книги он не сохранился.
[38] Вероятно, здесь из
текста выпало доказательство существования бесконечности. Комментатор Чжан
Чжань, по-видимому, восполняет эту лакуну, замечая в своих толкованиях: “Если
оно зовется отсутствием, как может существовать что-либо внешнее по отношению
к нему? Если оно зовется пустотой, как может оно
содержать что-либо в себе?” Аргументация Чжан Чжаня восходит к известному
тезису Хуэй Ши, сформулировавшего понятия “предельно большого” и “предельно
малого”: “Предельно большое не имеет ничего вовне себя; предельно малое не
имеет ничего внутри себя”. Чжуан-цаы подверг критике и эти понятия, предлагая
вообще отказаться от интеллектуальных классификаций. Для даосов безгранична
лишь Великая Пустота, тела же (включая и “предельно малое”) неисчерпаемы.
[39] Данное высказывание опровергает предыдущий
тезис о существовании беспредельного: бесконечное не может содержать в себе,
иметь своей частью еще одно бесконечное. Даосская мысль останавливается на
признании совместного существования ограниченного и безграничного.
[40] Небесная
Река — Млечный
Путь.
[41]
Долина Юйюань —
место ночного отдыха солнца, согласно древней китайской мифологии.
[42]
Тайсуй —
божество — повелитель времени в китайской мифологии, отождествлявшееся с
Юпитером.
[43] Данное суждение содержится в “Моистском
каноне”, собрании сочинений последователей Мо Ди, где даются определения основных
понятий логики.
[44] В китайской традиции принята пятиступенчатая
музыкальная гамма, причем каждая нота (за исключением первой ноты гун)
ассоциировалась с определенным временем года. Высота ноты определялась системой
двенадцати полутонов, отождествлявшихся с двенадцатью месяцами года. Воздействие
музыки на природный мир — популярная тема в древней китайской литературе.
[45]
Глава
VI.
Сила и Судьба
Тема этой главы — значение судьбы
в человеческой жизни — принадлежит к числу традиционных тем даосизма и всей
китайской мысли. Для конфуцианцев судьба есть тот результат, или плоды человеческой
деятельности, который не зависит от желаний и усилий людей. Судьба, по убеждению
Конфуция, “ниспосылается Небом”. Последователи Мо Ди держались мнения, что
добрые или злые дела обязательно будут иметь