Имеется в виду игра любо,
где фишки передвигают после бросания костей к центральной линии, разделяющей
игральную доску на две половины, —
так называемой реке. Побеждает в игре тот, кто забирает в “реке” две фишки,
именуемые “рыбами”.
[61]
Этот и предыдущий сюжет содержатся
также в “Люй-ши чуньцю”, где Юань Синму и Чжу Лишу представлены как
образцы для подражания.
[62]
Согласно конфуцианской морали,
человек должен сохранять свое тело в целости и сохранности, ибо в нем продлевалась
жизнь его предков. Сохранить свое тело в целости означает для конфуцианства
соблюсти принцип “сыновней почтительности” — основу основ конфуцианского благочестия.
[63]
В Китае с древности зарубки
на специальных бирках служили знаком долговых обязательств.
[64]
Жители царства Чжэн убили
отца Бай-гуна, и тот вынашивал планы мщения. Этим объясняется и обостренное
внимание чжэнцев к поведению Бай-гуна.