Так, на
одном из могильников киданей (1116 год) были
изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах,
ксилографах содержатся сведения о том, что и в
послледующей истории монголы пользовались
исчислениями лунного календаря в сочетании с
солнечным.
На карте звездного неба, хранящейся в
Государственной публичной библиотеке Улан-Батора,
изображено 7ОО звезд северного полушария, включая
Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания,
зафиксированных почти тем же методом, каким
пользуются и современные астрономы. На карте
изображен также 12 эклиптических созвездий, 28 лунных
стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24
сезонов. Pазделение года на месяцы и сезоны восходит
к китайскому сельскохозяйственному календарю, также
известному с глубокой древности (см. таб. 7).
В центре карты - маленький круг, в который
включены звезды, близкие к Полярной. За ним - круг
побольше, названный 'нитью летнего полюса' (северный
тропик). Следующий круг назван 'нитью весеннего и
осеннего равноденствий' (экватор). За ним идет 'нить
зимнего полюса' (южный тропик).
Движение Солнца ('Желтый путь') показано в виде
эллипса. Отмечены точки пересечения 'Желтого пути' с
'нитями' равноденствий.
Способ составления карты, ее подробный характер
говорят о высокой эрудиции старинных астрономов, их
таланте. Предполагают, что составлена эта карта была
в XIII-XIV в. Значительные астрономические и
астрологические достижения характерны и для других
народов, находившихся в сфере влияния буддизма -
Индии, Китая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной
Азии.
Теоретической основой развития астрологии в
Тибете и Монголии послужило буддийское сочинение
'Калачакра тантра раджа'. Эта книга, приписываемая
самому Будде, входит в состав первого тома буддийских
канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму.
Анализ теоретической части этого сочинения позволяет
сделать вывод, что начало астрологических расчетов
восходит к глубокой древности.
Опираясь на положения 'Калачакры тантры раджи'
индийские, тибетские, китайские астрологи изучали
движение и расположение семи главных планет: Солнца,
Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна,
следили за кометами, туманностями и предсказывали
день и час затмения Солнца и Луны. Кроме того,
астрономы древности исчисляли по звездам календарь,
устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных
работ, писали работы по математике. В Монголии о
связи космологии с движением звезд писал астролог
Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем труде 'Звезды
и планеты неба и их доброе и дурное влияние на
человека'.
Монгольские астрологи писали свои труды главным
образом по-тибетски. Автором первого такого труда
стал упомянутый Лувсанданзанжанцан, известный под
именем 'Святой лама'. В год огненного Зайца XII
шестидесятилетия (1687) он написал 'Главную сутру
космологии. Свет отторгающий и принимающий' (пособие
по астрологии). В Ургинском монастыре были напечатаны
два тома его трудов по медицине, философии,
астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого
историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир
(1704-1788) стал родоначальником собственно
монгольской школы астрологии, приспособив
распространенные в Тибете астрологические принципы к
природно-географическим условиям Монголии. Ведущим
представителем этой школы является Цахар гэвш
Лувсанчултэм (1740-1810).
В 1789 году в Урге была создана школа астрологов,
которая готовила и профессиональных гадателей. Во
многих монастырях существовали храмы астрологии.
Главными теоретическими трудами считались 'Калаччакра
тантра раджа' и ее комментарий - 'Чистый лунный
свет', разъясняющий смысл учения. Среди
профессионалов в этой области устраивались
традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями
ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть
'ученую степень астролога'.
Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд
трудов, в которых разрабатывались математические
методы изучения движения звезд и планет. Они
составляли календарные циклы сельскохозяйственных
работ, давали советы для различных жизненных
ситуаций. Во вводной астрологической части к
календарю авторы помещали краткие сведения о себе, о
дате написания книги, освещали основные события
религиозной и светской жизни, а также историю
монастыря. Затем подробно описывали положение Луны,
Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты
затмений, давали прогноз погоды на год вперед,
определяли, урожайным будет