отца.
Константин преставился на 33 году от рождения [2 февраля 1218 г.],
оплакиваемый Боярами, слугами, нищими, Монахами. Хваля его мудрость и
добродетель, Летописец Суздальский говорит, что сей Князь не только читал
многие душеспасительные книги, но и жил по их правилам; был исполнен
Апостольской Веры и столь кроток, что старался не опечалить ни одного
человека, любя делом и словом утешать всякого. - Супруга Константинова
немедленно постриглась над его гробом и, названная Агафиею, чрез два года
кончила дни свои в уединении монастырском.
Глава VI
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ II ВСЕВОЛОДОВИЧ. Г. 1219-1224
Беспокойства в Новегороде. Великодушие Посадника. Дела церковные. Войны.
Устюг. Новгород Нижний. Освобождение Галича. Неблагоразумие Мстислава.
Происшествия в Ливонии. Мужественный Вячко. Набег Литвы. Слух о Татарах.
По отбытии Мстислава Новогородцы призвали к себе его двоюродного
племянника, Святослава Мстиславича, из Смоленска. Сей Князь не мог
обуздать своевольства чиновников и народа. Посадник Твердислав, муж,
отличный достоинствами, взяв под стражу какого-то мятежного Боярина,
вооружил против себя многих его друзей и единомышленников. Началось
междоусобие: одни стояли за Твердислава, другие за Боярина; прочие
оставались спокойными зрителями ссоры, которая обратилась в явную войну.
Целую неделю были шумные Веча при звуке колоколов; граждане, надев брони и
шлемы, в исступлении своем обнажили мечи. Напрасно увещевали старцы,
напрасно плакали жены и дети: казалось, что Новогородцы не имели ни
законов, ни Князя, ни человечества. Чтобы еще более воспалить усердие
своих друзей, Твердислав, устремив глаза на храм Софийский, громогласно
обрек себя в жертву смерти, если совесть его не чиста пред Богом и
согражданами. 'Да паду в битве первый (говорил он), или Небо да оправдает
меня победою моих братьев!' Наконец злоба утолилась кровию десяти убитых
граждан; народ образумился, требовал мира и, целуя крест, клялся быть
единодушным. Тишина восстановилась; но Князь, недовольный Твердиславом,
прислал своего Тысячского объявить на вече, что сей Посадник властию
Княжескою сменяется. Граждане хотели знать вину его. Святослав гордо
ответсвтовал: без вины. 'Я доволен, - сказал Твердислав: - честь моя
остается без пятна: а вы, братья сограждане, вольны избирать и Посадников
и Князей'. Народ вступился за него. 'Вспомни условие, - говорили
Святославу Послы Веча: - ты дал нам клятву не сменять чиновников безвинно.
Когда же забываешь оную, то мы готовы с поклоном указать тебе путь; а
Твердислав будет нашим Посадником'. Святослав, видя упрямство народа, не
хотел спорить; но скоро уехал в Киев по воле отца своего, Мстислава
Романовича, уступив престол Новогородский меньшему брату, Всеволоду.
[1219-1221 гг.]. Правление сего Князя ознаменовалось также внутренними
беспокойствами. Люди, посланные Новогородцами в Двинскую землю для
собрания дани, к удивлению народа, возвратились с дороги, сказывая, что
великий Князь Георгий и Ярослав Всеволодович не хотели пропустить их чрез
область Белозерскую, имея будто бы тайное сношение с Новогородским
Посадником и Тысячским. Народ взволновался и сменил главных чиновников;
однако ж чрез некоторое время снова возвел Твердислава на степень
Посадника. Всеволод без всякой основательной причины возненавидел и хотел
убить сего знаменитого человека, вооружив своих Дворян и многих граждан на
Дворе Ярослава. Твердислав был тогда болен: усердные друзья вывезли его на
санях из дому и поручили великодушной защите народа, который стекался к
нему толпами, готовый умереть за своего любимого чиновника. Жители трех
концов стали в ряды и ждали Князя как неприятеля. Но Всеволод не дерзнул
на кровопролитие. Архиепископ примирил врагов; а Твердислав, желая
спокойствия отечеству, добровольно сложил с себя чин Посадника, тайно ушел
в монастырь Аркадьевский и навсегда отказался от света.
Самые церковные дела Всеволодова времени изъявляют легкомыслие
Новогородцев:
выгнав прежде Архиепископа Митрофана, народ раскаялся и хотел загладить
сию несправедливость; дозволил ему возвратиться и послал сказать его
преемнику, Антонию, осматривавшему тогда свою Епархию, чтобы он ехал, куда
хочет, и что Новгород имеет уже иного Святителя. Однако ж Антоний не
послушался и признавал себя единственным законным пастырем. Граждане были
в крайнем затруднении и, не зная, что делать с двумя Архиепископами,
отправили их в Киев на суд к Митрополиту,